Как понять подчеркнуть орфограммы. Что такое орфограмма для школьников

Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Ведущие методисты считают главными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не “реагируя” на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.

Актуальность названной проблемы обусловлена тем, что отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является основной причиной орфографических ошибок.

Виды упражнений для развития орфографической зоркости на уроках русского языка.

Опыт показал, что развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы.

Анализ учебников и дидактического материала по русскому языку убедил нас в том, что в учебном комплексе содержится разнообразный материал для развития речи и мышления, варианты основных орфограмм предоставлены достаточно полно, рекомендуется ряд ценных приёмов на нахождение орфограмм.

В учебниках предлагаются, например, такие задания: “Назовите слова на знакомые вам правила”; “Подчеркните пять слов с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением”; “Найдите в тексте слово с непроизносимым согласным. Подберите и напишите 2-3 слова на это правило”.

Ряд упражнений направлен на практическое обучение разным способам контроля: “Проверь себя постановкой вопроса к прилагательному”; “Выдели безударные окончания существительных первого склонения. В скобках напиши слово подстановкой которого можно проверить правильность окончания”; “Заметь! В прошедшем времени перед суффиксом –Л- пишется та же гласная, что и перед –ТЬ в неопределённой форме. Но перед –ТЬ тоже может быть безударная гласная. В таком случае написание слова надо проверять по словарю”.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

1. Орфографическое проговаривание.

Целесообразно при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому “в памяти” движений остаётся память движений речевого аппарата. “В основе орфографического проговаривания лежит артикуляционная память, а также подключается слуховая память, усиливая слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (и букв) в слове”. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.

При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.

2. Комментированное письмо.

Особенно важно учить детей комментировать своё письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень. Самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.

Например: под-ле-та-ет: “В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е , проверяю перелёт . В окончании глагола гласная е , доказываю: неопределённая форма подлетать не на –ить , это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание -ет”.

При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен, прежде всего, найти объект объяснения, то есть орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработку навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.

Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается хорошая дикция.

Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.

В процессе комментированного упражнения, когда “ведущий” ученик только фиксирует внимание на орфограммах (“вижу орфограмму”, “вижу две орфограммы”), но не называет их, не объясняет написание, проявляется большая самостоятельность учащихся. Важную роль в решении орфографических задач при комментировании играют опорные схемы.

3. Графическое выделение орфограмм (подчёркивание)

Возможно при выполнении всех письменных работ.

На определённой ступени обучения применению правил при объяснении написания слов вместо развёрнутого комментирования (или на ряду с ним) используется письменное комментирование: подчёркивание орфограмм, обозначение знаков проверки. Это не что иное, как включение обоснования в процесс самостоятельного письма. Такое комментирование, как мы наблюдали на практике, создаёт лучшие условия для наглядного выделения орфограмм, сопоставления их признаков, обобщения фактов языка.

В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит её написание. В этом случае орфограмма подчёркивается снизу одной чертой предшествующая или последующая (или та или другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчёркиваются двумя чертами. Образец письменного объяснения тоже имеет важную роль: он “служит целям разъяснения условий, определяющих написание той или иной орфограммы (опора на зрительную орфографическую память), а в дальнейшем используется как приём письменного объяснения допущенной орфографической ошибки”.

Графическое обозначение орфограмм и их количество в слове позволяет проводить орфографический разбор как самостоятельную работу и контролировать формирование орфографической зоркости у детей. При подчёркивании орфограмм (съел, в море) - определить её тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство её правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.

Подчёркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, никак не могут заметить их быстро. А некоторые подчёркивают без разбору, в том числе ударные гласные или безударные ы, у. Учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий.

В ходе орфографического разбора развиваются внимание, память, мышление, речь учащихся. Орфографический разбор позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знание учеников и проверить их орфографические умения и навыки.

Орфографическая зоркость развивается и в процессе работы с “Памяткой”, в которой дан перечень изученных орфограмм. По программе “школа 2100” на уроках русского языка 3 класса используется следующая памятка.

На уроках русского языка я использую схемы предложений с последующей выпиской орфограмм.

Например: С деревьев дождем сыплются листья.

С е, ь о тся ь .

Эта работа дает хорошие результаты.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости на основе графического обозначения орфограмм даёт хорошие результаты: дети определяют место в слове, где возникает орфографическая задача.

4. Перфокарты.

Аналогичным образом орфографическая зоркость развивается при использовании перфокарт, когда ученику надо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.

Например: Укажите безударные гласные в следующих словах: знамена, площадка, холодный, низина, ленивый, крольчата, связать, далекий, вишневый, держать, кленовый, каток.

а) ставит около слова “+”, если считает слово подходящим;

б) ставит “?” если неуверен, а сосед не смог его убедить (тогда с
этим вопросом следует обратиться к учителю);

в) зачеркивает слово, если нашел его “неподходящим” и сумел
доказать автору его неправоту.

При выполнении упражнений возможен дифференцируемый подход. Для сильных учащихся предлагается дополнительное орфографическое задание, например: написать пять имен существительных - название животных с парными согласными на конце (лев, жираф, медведь, лось, волк); подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное с парными согласными на конце или перед согласными (солнечный город, интересный рассказ, заботливый друг, радостная улыбка, легкая походка, редкая книжка, крепкая веревка).

5. Взаимоконтроль по процессу по работе в парах.

Учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или написанное на доске. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и в полголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение или слово, затем второй ученик ведет пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение.

Взаимоконтроль всего процесса почти исключает ошибки в тетради учащихся, формирует их умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь.

6. Корректировка письма.

Орфографическая зоркость кроме умения находить орфограммы и определять их тип включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки (свои или чужие). С целью развития этого умения используется прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимоконтроль. Учителю следует помнить о целенаправленности различных видов самоконтроля и предлагать детям конкретные задания при проверки выполненной работы. Например: “проверьте, правильно ли записаны слова с безударными гласными в корне”. Использование взаимной проверки способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допустить ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища, что создает условия для формирования орфографической зоркости. При проверке тетради учителю полезно иногда не исправлять ошибки, а только ставить на полях палочки, сигнализирующие о допущенных ошибках на строке. Ученик в этом случае самостоятельно находит ошибки и сам исправляет их.

Работу над ошибку лучше выполнять по памятке в которой указаны названия орфограммы, алгоритм орфографических действий, образец графического обозначения орфограммы и способа ее проверки. Например:

  • Прочитать слово
  • Поставить ударение
  • Выделить корень
  • Подчеркнуть безударную гласную в корне
  • Подобрать проверочное слово

Напиши слово (вставь буквы; исправь ошибки).

Опыт показывает, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

На уроках русского языка я использую развивающие игры и упражнения.

1. Игра “лучший капитан”

Кто может слова-корабли с пропущенными буквами провести к острову “о”, или “а”, “е”, “и” или “я” ?

2. поставьте слова-цветы в вазы. В одной вазе - слова с Ь, а в другой – без мягкого знака.

3. выпишите из загадки слова с безударными гласными в корне слова. Объясните их правописание.

4.Весной веселит, летом холодит Осенью питает, зимой согревает.

5. Словарная работа.

Сейчас мы проведем необычную работу. Я буду описывать животных, читать стихи или загадывать загадки. Вы должны узнать, кто это, назвать его, просигналить в этом слове опасное место, записать слово в тетрадь. Откройте тетради и приготовьте записывать слова. Но сначала посмотрите на схему - опору, (схема - опора с опасными гласными - ёлочка с шишками)

Крупное хищное животное с большим грузным телом.

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной.... (медведь).

Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,
Пушистый хвост - краса.
Кто же это? (лиса)

По полю скачет, ушки прячет.

Встанет столбом -Ушки торчком, (заяц)

И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы
Филины и (совы)

Какие слова записали? (медведь, лиса, заяц, сова).

Какие из этих слов из словаря? (медведь, заяц).

Возьмите с елки шишки - буквы и вставьте их в наши слова, (четверо учеников по очереди выходят к доске, срывают шишки, вставляют в слова, орфографически проговаривая).

Какое слово здесь лишнее (сова)

Почему (это птица)

Можем ли слово сова записать без раздумий? Почему? (слышится без ударения “а”, а надо писать “о”. Проверочное слово “совы”)

Вспомните правило (если буква гласная вызвала сомнение, ты ее не медленно ставь под ударение).

6. Подчеркни в словах парные звонкие и глухие согласные буквы. Обозначь звуки.

а) Дуб - суп, рукав - жираф, круг - звук, народ - пилот, вез - нес,

11 [ 1

б) дубы - супы, рукава - жирафы, круги - звуки, народы - пилоты,

П [ 1 и

вези - неси, ежи - ерши. I 1

7. Вставь пропущенные буквы. Слова первого столбика соедини с подходящими по смыслу словами из второго. Прочитай полученные словосочетания.

Неуклюжий Прекрасный
Медведи - медве.ь Колючий
Львы - ле. Изворотливый
Лебеди-лебе.ь Важный
Ужи - у. Горбатый
Свирепый Неповоротливый Косолапый

8. Обозначь звуки. Вставь в слова пропущенные буквы.

Дуб-ду... -ду...ки-ду...рава

Глаза-гла... -гла...ки-гла...ной

Зубы-зу... -зу...ки-зу...ной

  1. Обведи парные согласные.
    б, р, с, х, д
  2. Обведи слова с сомнительной согласной.
    дом, кот, шарф, раки. р
  3. Найди и обведи проверочное слово к слову дуб.
    Дубок, дубки.
  4. Поставь, где нужно, букву “т”.
    Тор..., са..., канна..., пара....
  5. Подчеркни “лишнее” слово.
    Лук, пилот, жар, лед.

Выпал снег на порог Кот слепил себе пирог

Жил был поп, Толоконный лоб.

Мороз и солнце! День чудесный. Еще ты дремлешь, Друг прелестный?

Какие слова выписали? Какую согласную писали на конце слов и почему?

(Дети читают слова и сразу называют проверочные)

Какие из написанных вами слов нельзя переносить? (снег, кот, поп, лоб, друг)

Почему эти слова нельзя переносить? (слова можно переносить с одной строки на другую по слогам, а в этих словах по одному слогу.

11 .Чтобы дети лучше запомнили правила парных согласных я дарю им стихотворение: Парные звуки согласные Бывают такие опасные! Звук не четко слышится... Буква какая пишется? Но поставим рядом гласный -И согласный не опасный!

Зачастую в школе педагог умоляет обозначить орфограммы в словах. Но что такое орфограмма и как ее обнаружить? Помимо того, как ее выделить? Познакомьтесь со следующими рекомендациями, они вам помогут.

Инструкция

1. Орфограмма – это определенное написание слова, основанное на правилах русского языка. Проще говоря, если вы сомневаетесь, как написать слово, а это происходит, если буква либо сочетание букв находятся в слабой позиции, то вы имеете дело с орфограммой. Скажем, написание, основанное на различении глухих и громких парных согласных в корне либо в конце слова. Для того дабы верно написать это слово, необходимо изменить форму либо подобрать однокоренное слово, дабы буква оказалась в крепкой позиции.Скажем, в слове “дуб” вы выделяете корень слова (в данном случае это будет все слово) и видите, что буква Б находится в слабой позиции, потому что слышится парный ей согласный П. Следственно, это написание нужно проверять, то есть эта буква является орфограммой. Вам необходимо подчеркнуть букву Б, выделить корень в слове. Так вы выделите орфограмму. Она именуется “Написание глухих согласных в корне слова”.

2. Измените форму слова и подберите однокоренное.Скажем:Дуб – ДубыВы видите, что сейчас позже буквы Б стоит гласный согласный, и она находится в мощной позиции. Написание соответствует произношению. В слове дубы орфограммы нет.

3. Орфограммы могут находиться в различных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании. Если вы увидели орфограмму, и вам надобно ее выделить, обозначьте часть слова, в которой она находится, а также графически поясните написание. Скажем, если вы имеете дело с орфограммой “Чередующиеся безударные гласные в корне слова”, то вы обязаны выделить корень, подчеркнуть гласную в корне (это и есть орфограмма).Так, в слове “расположился” в корне “лож” орфограммой является написание буквы О. Выделите корень, подчеркните букву О одной чертой, а также букву Ж двумя, потому что написание этой чередующейся безударной гласной зависит от дальнейшего согласного.

4. В слове “расположился” орфограммой является также написание приставки. Выделите ее, подчеркните букву С и дальнейший согласный П, потому что написание зависит от того, громкий либо глухой согласный находится позже приставки. Букву С подчеркните одной чертой, а П – двумя чертами.

5. В этом же слове следует подметить орфограмму в приставке “по”. Выделите приставку и подчеркните букву О. Таким образом, вы видите, что в слове расположился нужно выделять сразу несколько орфограмм.Не ленитесь обозначать орфограммы, потому что это поможет вам писать грамотно слова.

Видео по теме

Дорогие взрослые! Вы же наверняка не хотите:

1) делать с ребёнком уроки и задания по русскому до 11 класса;

2) несмотря на 5 часов русского в неделю - получить своего собственного неграмотного ребёнка (неправильная учительница, которую вы так ругали, так и останется в школе, а вам - так и жить с неграмотным членом семейства);

3) в каждый из этих 5 дней (когда в расписании русский язык) ожидать двойки (а в году больше 30 учебных недель. Умножьте на все годы обучения. Очень большой стресс);

4) иметь большие проблемы с ГИА (экзамен по русскому, который сдается в конце девятого класса. А время летит, поверьте, очень быстро);

5) иметь большие проблемы с ЕГЭ (про ЕГЭ даже не объясняю).

Всего этого НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ,

если ваш ребёнок

НЕ НАУЧИТСЯ ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ.

Орфограмма - это "ошибкоопасное" место в слове. Например, в слове МАМА орфограмм нет. Как слышим - так и пишем. А в слове ВОДА - непонятно, как пишется ВОДА или ВАДА.

И не забывайте, что если это понятно лично вам, то вашему ребёнку это всё только предстоит понять. И ваши обычные объяснения малышу, типа:

А что тут тебе непонятного? Ежу (зайцу, барану, жирафу) понятно!

В кого ты такой пошёл?

Раз ты такой неумный - заберу планшет (не дам смотреть мультфильм, не пущу гулять, в углу стоять будешь)

И чему тебя в школе учат?

Все ваши подобные объяснения (я привела очень неполный список) - не помогут. А чему в школе учат? Учат выделять орфограммы. И это необходимо прежде всего для вас и вашего ребёнка. Сама учительница уже достаточно грамотная, да и ГИА с ЕГЭ ей не сдавать, как в скором времени вашему ребёнку.

Поэтому доверьтесь своей учительнице и следите, чтобы ваш ребёнок ни в коем случае не забывал выделять орфограммы в домашней работе.

И еще очень важное. Те орфограммы, которые ребёнок проходит начиная с первого класса - ВСЕ они ЕСТЬ в ГИА и ЕГЭ.

В первом классе уроки русского идут чуть больше пары месяцев. За это время проходится В ЛЮБОЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ - не меньше 10 орфограмм. Конечно, они ещё сотни раз будут закрепляться и во втором классе. Но во втором классе появятся новые орфограммы. И так с каждым следующим классом. Поэтому запускать нельзя. Совсем нельзя.

Особенно продвинутые родители - "пользователи" русским языком могут прочитать обращение к учителям, где объясняется методика нахождения орфограмм.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР ОРФОГРАММ. ПЕРВЫЙ КЛАСС

Для учителей

Чтобы добиться практически абсолютной грамотности , учителю необходимо начиная с первого класса планировать уроки русского языка так, чтобы на КАЖДОМ УРОКЕ несколько предложений проговаривались ДЕТЬМИ ПО ЦЕПОЧКЕ ПО ВСЕМ ОРФОГРАММАМ.

Если не начать проговаривание орфограмм с САМОГО НАЧАЛА 1-го класса, то во 2-м, а уж тем более в 3-м и 4-м классах научить детей ВИДЕТЬ ВСЕ ОРФОГРАММЫ, а значит, ИЗБЕГАТЬ ОШИБОК будет очень сложно, и дети будут просто писать наугад.

Ниже представлен примерный диктант для конца первого класса. В диктанте 20 слов. Из них всего 2 слова БЕЗ ОРФОГРАММЫ. Во ВСЕХ остальных словах НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ И ПРОГОВАРИВАТЬ ОРФОГРАММЫ. И даже такого небольшого диктанта «хватит» для работы по цепочке минимум для 31 человека в классе.

Если детей больше (или орфограмм в другом диктанте меньше), то можно, например, предложить детям вернуться к словам с орфограммой "проверяемая безударная гласная в корне слова" или "парная согласная в слабой позиции" и предложить придумать другие проверочные слова.

Сначала на проговаривание детьми всех орфограмм уходит даже больше времени, чем на написание диктанта. Но занимаясь этим видом работы на уроке СИСТЕМАТИЧЕСКИ, дети не только быстрее находят орфограммы (а значит, понимают «ошибкоопасные» места), но и начинают писать намного грамотнее.

В каждом классе есть свои слабые места. Поэтому список подробного проговаривания может быть расширен. Для первого класса это и показатель мягкости согласного гласными, и написание Й, и перенос слов, и многое другое — на усмотрение учителя.

На первых порах лучше за нахождение КАЖДОЙ ОРФОГРАММЫ, ЕЁ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ПРОВЕРКИ давать ребёнку звёздочку, наклейку и пр. Чтобы сам процесс такого важного нахождения орфограмм превратился в увлекательную игру.

Список обязательных орфограмм первого класса

для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ

  1. Большая буква в начале предложения.
  2. Имена собственные.
  3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
  4. Мягкий знак - показатель мягкости.
  5. Разделительный мягкий знак*.
  6. Сочетания ЧК-ЧН.
  7. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  10. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  11. Имена собственные.
  12. Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Несколько слов о написании диктанта

  1. СЛОВА В ДИКТАНТЕ В ПЕРВОМ КЛАССЕ ДЕТИ ЗАПИСЫВАЮТ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОГОВАРИВАЯ ИХ ПО СЛОГАМ ГУБАМИ ИЛИ ШЁПОТОМ.
  2. ПРИ ПИСЬМЕ ВСЕ ОРФОГРАММЫ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗЕЛЁНОЙ РУЧКОЙ.
  3. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ДОБИТЬСЯ СТОПРОЦЕНТНОЙ ГРАМОТНОСТИ, ТО МИНИ-ДИКТАНТЫ НАДО ПИСАТЬ В КЛАССЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ХОТЬ 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО 3 СЛОВА В КАЖДОМ. НО ПИСАТЬ ДАЖЕ ТАКОЙ МИКРОДИКТАНТ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

Диктант.

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора в классе

  1. М ы
  2. С
  3. М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма - имя собственное пишется с большой буквы.
  4. Идём - орфограмм нет.
  5. Гулять - орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.
  6. В - это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
  7. Ча щу - ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  8. Чащу - чу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У.
  9. .
  10. Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  11. Цве тут - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВЕТ.
  12. Ландыши
  13. . - В конце предложения ставится точка.
  14. В от - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  15. Быстро - словарное слово. Пишется БЫСТРО.
  16. Бе жит - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
  17. Бежи т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  18. Ко лючий - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКОЛ.
  19. Ёж - орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
  20. . - В конце предложения ставится точка.
  21. П ищат - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  22. Пи щат - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ПИСК.
  23. Пища т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  24. Пуши стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  25. Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово МЫШИ.
  26. . - В конце предложения ставится точка.
  27. П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  28. Птичк и - орфограмма - сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака.
  29. Вь ют - орфограмма - разделительный мягкий знак.
  30. Гнёзда - орфограмм нет.
  31. . - В конце предложения ставится точка

Узорова О.В.

ПРО ЭТИ ВОТ… ЗАГАДОЧНЫЕ ОРФОГРАММЫ

Для родителей

(небольшой курс психотерапии + объяснение на человеческом языке -

что такое орфограммы и точно ли нельзя их отменить)

Дорогие мои, любимые родители, а также бабушки, дедушки - в общем, все взрослые, которые пошли в этом году в школу в первый класс. За много лет работы в школе я многократно убеждалась, что в школу вместе с первоклассником идёт вся семья. Причем каждому члену семьи очень скоро отводится какая-нибудь почётная роль. Кто-то хорошо рисует, кто-то что-то помнит по математике, кто-то по английскому, кому-то доверяют (тоже почётно) распечатывать по вечерам проекты (потому что ребёнок вспомнил об этом 10 минут назад перед сном, а сдавать надо завтра, и причем то, что было задано 2 недели назад), кто-то (особо счастливый) эти проекты пишет!

Это мое обращение — для тех, кто делает с ребёнком уроки по русскому (обычно в семье это либо тот несчастный, который: а) либо что-то помнит по русскому; б) либо делает с ребёнком все уроки, ну и русский заодно).

Итак…

Уважаемые родители, а также все те ответственные представители семьи, в которой есть уже такое чудо, как первоклассник, и которым доверили делать с ним домашние задания. Делая со своими ребёнком уроки год по всем предметам, вы, конечно, поняли и осознали многое. В частности, что в ваше время на уроках русского языка не было:

Этих дурацких орфограмм и их подчеркиваний и выделений карандашом или зелёной ручкой;

Фонетики и всего этого звуко-буквенного разбора, который не только вредит вашему чаду, но и съедает все ваши нервы.

Учили учителя хорошо, и поэтому вы сами делали домашнюю работу, и никто с вами не сидел, как вы со своим первоклассником, подчеркивая и выделяя эти никому не нужные орфограммы, которые наверняка придумала учительница вашего ребёнка, так как делать ей нечего.

И учебники тоже были написаны языком человеческим. И правила там, в учебниках, тоже были понятны. Хотя правила вы лично никогда не учили, а просто вот так вот - писали грамотно (или неграмотно, но всё равно правила точно не учили).

Все эти ваши выводы я ЗНАЮ, так как слышала от вас всех это сотни раз в разных выражениях, но абсолютно одинаковых по своей сути! За вами придет следующее поколение родителей. И они вот так же будут открывать для себя этот школьный мир со своим ребёнком.

НО! Дорогие мои взрослые! Вы же наверняка не хотите:

1) делать с ребёнком уроки и задания по русскому до 11 класса;

2) несмотря на 5 часов русского в неделю - получить своего собственного неграмотного ребёнка (неправильная учительница, которую вы так ругали, так и останется в школе, а вам - так и жить с неграмотным членом семейства);

3) в каждый из этих 5 дней (когда в расписании русский язык) ожидать двойки (а в году больше 30 учебных недель. Умножьте на все годы обучения. Очень большой стресс);

4) иметь большие проблемы с ГИА (экзамен по русскому, который сдается в конце девятого класса. А время летит, поверьте, очень быстро);

5) иметь большие проблемы с ЕГЭ (про ЕГЭ даже не объясняю).

Всего этого НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ,

если ваш ребёнок

НЕ НАУЧИТСЯ ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ.

Орфограмма - это "ошибкоопасное" место в слове. Например, в слове МАМА орфограмм нет. Как слышим - так и пишем. А в слове ВОДА - непонятно, как пишется ВОДА или ВАДА.

И не забывайте, что если это понятно лично вам, то вашему ребёнку это всё только предстоит понять. И ваши обычные объяснения малышу, типа:

А что тут тебе непонятного? Ежу (зайцу, барану, жирафу) понятно!

В кого ты такой пошёл?

Раз ты такой неумный - заберу планшет (не дам смотреть мультфильм, не пущу гулять, в углу стоять будешь)

И чему тебя в школе учат?

Все ваши подобные объяснения (я привела очень неполный список) - не помогут. А чему в школе учат? Учат выделять орфограммы. И это необходимо прежде всего для вас и вашего ребёнка. Сама учительница уже достаточно грамотная, да и ГИА с ЕГЭ ей не сдавать, как в скором времени вашему ребёнку.

Поэтому доверьтесь своей учительнице и следите, чтобы ваш ребёнок ни в коем случае не забывал выделять орфограммы в домашней работе.

И еще очень важное. Те орфограммы, которые ребёнок проходит начиная с первого класса - ВСЕ они ЕСТЬ в ГИА и ЕГЭ.

В первом классе уроки русского идут чуть больше пары месяцев. За это время проходится В ЛЮБОЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ - не меньше 10 орфограмм. Конечно, они ещё сотни раз будут закрепляться и во втором классе. Но во втором классе появятся новые орфограммы. И так с каждым следующим классом. Поэтому запускать нельзя. Совсем нельзя.

Особенно продвинутые родители - "пользователи" русским языком могут прочитать обращение к учителям, где объясняется методика нахождения орфограмм.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР ОРФОГРАММ. ПЕРВЫЙ КЛАСС

Для учителей

Чтобы добиться практически абсолютной грамотности , учителю необходимо начиная с первого класса планировать уроки русского языка так, чтобы на КАЖДОМ УРОКЕ несколько предложений проговаривались ДЕТЬМИ ПО ЦЕПОЧКЕ ПО ВСЕМ ОРФОГРАММАМ.

Если не начать проговаривание орфограмм с САМОГО НАЧАЛА 1-го класса, то во 2-м, а уж тем более в 3-м и 4-м классах научить детей ВИДЕТЬ ВСЕ ОРФОГРАММЫ, а значит, ИЗБЕГАТЬ ОШИБОК будет очень сложно, и дети будут просто писать наугад.

Ниже представлен примерный диктант для конца первого класса. В диктанте 20 слов. Из них всего 2 слова БЕЗ ОРФОГРАММЫ. Во ВСЕХ остальных словах НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ И ПРОГОВАРИВАТЬ ОРФОГРАММЫ. И даже такого небольшого диктанта «хватит» для работы по цепочке минимум для 31 человека в классе.

Если детей больше (или орфограмм в другом диктанте меньше), то можно, например, предложить детям вернуться к словам с орфограммой "проверяемая безударная гласная в корне слова" или "парная согласная в слабой позиции" и предложить придумать другие проверочные слова.

Сначала на проговаривание детьми всех орфограмм уходит даже больше времени, чем на написание диктанта. Но занимаясь этим видом работы на уроке СИСТЕМАТИЧЕСКИ, дети не только быстрее находят орфограммы (а значит, понимают «ошибкоопасные» места), но и начинают писать намного грамотнее.

В каждом классе есть свои слабые места. Поэтому список подробного проговаривания может быть расширен. Для первого класса это и показатель мягкости согласного гласными, и написание Й, и перенос слов, и многое другое — на усмотрение учителя.

На первых порах лучше за нахождение КАЖДОЙ ОРФОГРАММЫ, ЕЁ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ПРОВЕРКИ давать ребёнку звёздочку, наклейку и пр. Чтобы сам процесс такого важного нахождения орфограмм превратился в увлекательную игру.

Список обязательных орфограмм первого класса

для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ

  1. Большая буква в начале предложения.
  2. Имена собственные.
  3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
  4. Мягкий знак - показатель мягкости.
  5. Разделительный мягкий знак*.
  6. Сочетания ЧК-ЧН.
  7. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  10. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  11. Имена собственные.
  12. Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Несколько слов о написании диктанта

1. Слова в диктанте в первом классе дети записывают, обязательно проговаривая их по слогам губами или шёпотом.

2. При письме все орфограммы выделяются зелёной ручкой.

3. Если вы хотите добиться стопроцентной грамотности, то мини-диктанты надо писать в классе каждый день. Хоть два предложения по три слова в каждом. Но писать даже такой микродиктант каждый день .

Диктант.

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора в классе

  1. М ы
  2. С
  3. М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма - имя собственное пишется с большой буквы.
  4. Идём - орфограмм нет.
  5. Гулять - орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.
  6. В - это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
  7. Ча щу - ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  8. Чащу - чу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У.
  9. .
  10. Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  11. Цве тут - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВЕТ.
  12. Ландыши
  13. . - В конце предложения ставится точка.
  14. В от - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  15. Быстро - словарное слово. Пишется БЫСТРО.
  16. Бе жит - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
  17. Бежи т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  18. Ко лючий - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКОЛ.
  19. Ёж - орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
  20. . - В конце предложения ставится точка.
  21. П ищат - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  22. Пи щат - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ПИСК.
  23. Пища т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  24. Пуши стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  25. Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово МЫШИ.
  26. . - В конце предложения ставится точка.
  27. П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  28. Птичк и - орфограмма - сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака.
  29. Вь ют - орфограмма - разделительный мягкий знак.
  30. Гнёзда - орфограмм нет.
  31. . - В конце предложения ставится точка.

Без умения русского языка, владения навыками грамотного письма в современном обществе не обойтись. Следственно многие молодые люди, тяготящиеся сделать отличную карьеру, мечтают о том, дабы не допускать ошибок на письме. Если вы обучитесь видеть орфограммы в словах, то сумеете добиться этого.

Инструкция

1. Трудности при постижении русского языка во многом объясняются тем, что в нем написание не соответствует произношению. Вы обязаны усвоить, что орфограммой в слове может быть буква, дефис либо пробел. Это те написания, которые нужно проверить, применив то либо иное правило.

2. Орфограмм, которые необходимо уметь проверять, дюже много. За курс средней школы дети постигают около семидесяти орфограмм. Особенно распространенная на письме – это написание проверяемой безударной гласной в корне слова.

3. Написание безударной гласной, т.е. находящейся в слабой позиции, примерно неизменно не соответствует произношению, и ее надобно проверять. Это дозволено сделать, изменив форму слова либо подобрав родное таким образом, дабы она оказалась под ударением.

4. Дабы обозначить такую орфограмму , вам необходимо выделить корень, поставить ударение (показать слабую позицию звука), подчеркнуть букву, которую вы проверяете.

5. Зачастую допускают ошибки в написании «н» и «нн» в суффиксах причастий и прилагательных. Для того дабы выделить эту орфограмму, вам надобно графически объяснить ваш выбор. Это дозволено сделать, скажем, показав при помощи вспомогательного вопроса присутствие зависимого слова либо приставки, помимо «не». Вы можете указать, от какого вида глагола образовано причастие. Не позабудьте подметить, если слово является исключением.

6. Если вам надобно выделить орфограмму в написании личного окончания глагола, выделите это окончание и укажите спряжение.

7. Орфограммой может быть также и постановка дефиса. Скажем, требуется трактование его написания в неопределенных местоимениях и наречиях. В этом случае вам необходимо выделить ту часть слова, присутствие которой требует постановки дефиса. Скажем, в местоимении «кое-кто» необходимо выделить приставку «кое», а в наречии «где-то» – суффикс «то».

8. Если орфограммой является пробел, подчеркните раздельное написание и укажите часть речи. Скажем, раздельно нужно писать предлоги с другими частями речи.

Орфограмма (от греч orthos – «положительный» и gramma – «письмо») – это написание в слове, которое определяется правилами орфографии. Орфограммы могут содержаться в всяких частях слова, между частями слова либо даже между словами.


Если давать больше упрощенный термин, то орфограмма – это то место в слове, в котором при написании дозволено допустить ошибку, потому что оно стоит в слабой позиции. Узнать, как же положительно написать слово, содержащее орфограмму, дозволено либо подобрав проверочное слово, в котором данное место в слове окажется в мощной позиции, либо обратившись к правилу орфографии. Орфографией называют каждый свод правил данного языка, тот, что регулирует положительное написание слов. Основным тезисом русской орфографии является морфологический тезис. Он заключается в том, что в родных словах сохраняется идентичное написание орфограмм. Правда, из этого правила есть и исключения. Еще одним главным правилом является фонетический правило – писать так, как слышится. К примеру, в приставке слова «бесплатный» слышится громкая согласная, и надобно писать «з», а в слове «бессловесный» – напротив. Впрочем и данный тезис соблюдается вдалеке не неизменно. Орфограмма состоит из 2-х компонентов: вариантов положительного написания слова и обстановки, которая эту орфограмму характеризует.Одна и та же орфограмма может подчиняться сразу нескольким правилам. Скажем, в слове «ветреный» будет писаться одна «н» в том случае, если у слова нет приставки, а помимо того нет зависимого слова. В том случае, если верное написание слова немыслимо проверить постановкой орфограммы в крепкую позицию, нужно обратиться к орфографическому словарю – словарю, подсказывающему нормативное написание слов. Скажем, постановку гласных в слове «винегрет» нереально проверить ни подбором однокоренного слова, ни изменением формы присутствующего. Значит, правильность его написания надобно узнать в словаре. Основные правила орфографии включены в учебную программу по русскому языку.

Видео по теме