Причины агрессии у человека: в чем корень зла? Агрессивное поведение: причины, особенности, формы, коррекция. Агрессивное поведение детей и подростков

Ежедневная сводка новостей постоянно пугает рядового обывателя количеством актов насилия во всех уголках мира. Да и повседневная жизнь изобилует ссорами, криками и прочим проявлением враждебности.

Агрессия в современном обществе воспринимается как зло и подвергается публичному осуждению. Однако существует масса примеров враждебного поведения как отдельных индивидуумов, так и целых групп людей.

Зачем люди причиняют страдания друг другу, каковы причины межличностных и глобальных конфликтов? На эти вопросы нет чёткого ответа, но изучение явления агрессивности в разных аспектах жизнедеятельности человека поможет лучше разобраться в проблеме.

Что такое агрессия?

В мире существует множество подходов к определению причины возникновения, содержания и видов противодействия такому поведению. Так, некоторые психологи считают, что агрессия - это врождённое качество человека, связанное с инстинктивными порывами. Другие соотносят данное понятие с необходимостью в осуществлении разрядки индивидуумом (фрустрации), третьи воспринимают её как проявление социального обучения человека, возникшего на основании прошедшего опыта.

Таким образом, подобный тип проявления личности представляет собой преднамеренное поведение, которое носит деструктивный характер и приводит к физическому или психологическому ущербу и дискомфорту у других индивидуумов.

Агрессия в психологии, да и в повседневной жизни, зачастую ассоциируется с гневом, злостью, яростью, то есть крайне негативными эмоциями. На самом деле враждебность может возникать и в спокойном хладнокровном состоянии. Подобное поведение может стать следствием негативных установок (желания навредить или оскорбить) либо быть немотивированным. По мнению многих экспертов, обязательным условием агрессивного поведения должна быть его направленность на другого индивидуума. То есть удары кулаком по стене и битьё посуды - это проявления не враждебного, а экспрессивного поведения. Но вспышки неконтролируемых негативных эмоций могут впоследствии быть перенаправлены и на живые существа.

Исторические подходы

Определение агрессии осуществляется посредством различных подходов. Основными из них являются:

  1. Нормативный подход. Особое внимание уделяется противоправности действий и нарушению общепринятых норм. Агрессивным считается поведение, которое включает в себя 2 основных условия: имеют место губительные для жертвы последствия и при этом нарушены нормы поведения.
  2. Глубинно-психологический подход. Утверждается инстинктивная природа агрессии. Она является неотъемлемой врождённой чертой поведения любого человека.
  3. Целевой подход. Исследует враждебное поведение с точки зрения его целевого предназначения. Согласно данному направлению, агрессия - это инструмент самоутверждения, эволюции, адаптации и присвоения жизненно важных ресурсов и территорий.
  4. Результативный подход. Акцентирует внимание на последствиях такого поведения.
  5. Намерительный подход. Оценивает мотивации субъекта враждебности, подвигнувшие его на подобные действия.
  6. Эмоциональный подход. Раскрывает психоэмоциональный аспект поведения и мотивации агрессора.
  7. Многоаспектный подход включает в себя анализ всех факторов агрессии с глубоким изучением наиболее значимого, с точки зрения отдельного автора.

Большое количество подходов к определению данного психологического явления не даёт исчерпывающего его определения. Слишком обширным и многогранным является понятие «агрессия». Виды агрессии очень разнообразны. Но всё же следует разобраться и классифицировать их с целью более чёткого понимания причин и разработки способов борьбы с этой серьёзной проблемой современности.

Агрессия. Виды агрессии

Единую классификацию видов агрессии и её причин создать довольно сложно. Однако в мировой практике часто пользуются ее определением по методу американских психологов А. Басса и А. Дарки, которое включает пять составляющих:

  1. Физическая агрессия - на другого индивидуума используется физическое воздействие.
  2. Косвенная агрессия - происходит скрытым путём (недобрые подшучивания, создание сплетен) или не направлена на конкретного человека (беспричинные крики, топанье ногами, другие проявления взрывов ярости).
  3. Раздражение - повышенная возбудимость на внешние раздражители, которая зачастую приводит к всплеску отрицательных эмоций.
  4. Вербальная агрессия - проявление негативных чувств через вербальные реакции (визг, крики, ругань, угрозы и т. д.).
  5. Негативизм - оппозиционное поведение, которое может проявляться как в пассивной, так и в активной форме борьбы против установившихся законов и традиций.

Типы вербальных реакций

Проявление агрессии в вербальной форме согласно А. Бассу разделяется на три основных типа:

  1. Отвержение - реакция, которая строится по типу «иди прочь» и более грубые формы.
  2. Враждебные замечания - формируются по принципу «твоё присутствие меня раздражает».
  3. Критицизм - агрессия, направленная не конкретно на человека, а на его личные предметы, работу, одежду, прочее.

Психологи выделяют также другие формы враждебности. Так, согласно Х. Хекхаузену, существует инструментальная и враждебная агрессия. Враждебная является самоцелью и приносит непосредственный вред другому человеку. Инструментальная же - промежуточное явление в достижении какой-либо цели (например, вымогательство).

Формы проявления

Формы агрессии могут быть самыми разнообразными и разделяются на следующие виды действий:

  • негативные (деструктивные) - позитивные (конструктивные);
  • явные (открытая агрессия) - латентные (скрытая);
  • прямые (направлены непосредственно на объект) - косвенные (влияют через другие каналы);
  • эго-синтонные (принимаются самой личностью) - эго-дистонные (осуждаются своим "я");
  • физические (насилие над физическим объектом) - вербальные (атака словами);
  • враждебные (цель агрессии - непосредственный вред) - инструментальные (враждебность - лишь средство достижения другой цели).

Самыми распространёнными в повседневной жизни проявлениями агрессивности являются повышение голоса, злословие, оскорбления, принуждение, физическое воздействие, использование оружия. Скрытые формы включают в себя вредоносное бездействие, уход от контакта, причинение вреда себе вплоть до самоубийства.

На кого может быть направлена агрессия?

Приступы агрессии могут быть направлены на:

  • исключительно близких людей - нападкам подвергаются только члены семьи (или один член), с другими поведение обычное;
  • людей не из семейного круга - педагогов, одноклассников, врачей и т. д.;
  • самого себя - как на собственное тело, так и на личность, происходит в форме отказа от еды, нанесения увечий, кусания ногтей и т. д.;
  • животных, насекомых, птиц и т. д.;
  • неодушевлённые физические объекты - в форме съедания несъедобных предметов;
  • символические предметы - увлечение агрессивными компьютерными играми, коллекционирование оружия, прочее.

Причины агрессивного поведения

Причины враждебности человека также разнообразны и вызывают споры у профессиональных психологов.

Приверженцы биологической теории придерживаются мнения, что агрессия - это:

  • врождённая реакция человека, связанная с (нападение - лучшая защита);
  • поведение, возникающее как результат борьбы за территорию и ресурсы (конкуренция в личной и профессиональной сферах);
  • наследственное свойство, полученное вместе с типом нервной системы (неуравновешенной);
  • следствие нарушений гормонального фона (избыток тестостерона или адреналина);
  • следствие употребления (алкоголя, никотина, наркотиков).

Согласно социобиологическому подходу люди с похожими генами содействуют выживанию друг друга даже путём самопожертвования. В то же время они проявляют агрессию к индивидуумам, которые сильно от них отличаются и содержат мало общих генов. Это объясняет конфликтные вспышки между представителями социальных, национальных, религиозных и профессиональных групп.

Психосоциальная теория связывает повышенную агрессивность с качеством жизни человека. Чем хуже его состояние (не выспался, голоден, не удовлетворён жизнью), тем он более враждебен.

Факторы, влияющие на уровень агрессивности

Согласно социальной теории, агрессия - это приобретённое в течение жизни свойство человека. Причём развивается она на фоне следующих факторов:

  • (частые ссоры между родителями, применение физического воздействия на детей, недостаток родительского внимания);
  • ежедневный показ и пропаганда насилия на телевидении и в прочих СМИ.

Психологи также тесно связывают факторы агрессии человека с такими его личностными качествами:

  • доминантный стиль поведения;
  • повышенная тревожность;
  • тенденция к выявлению враждебности действий других индивидуумов;
  • повышенный или, наоборот, заниженный самоконтроль;
  • пониженное самоуважение и частое ущемление собственного достоинства;
  • полное отсутствие потенциала, в том числе творческого.

Как вести себя с агрессором?

Агрессия - это действие, направленное обычно на разрушение. Поэтому необходимо запомнить некоторые основные правила поведения с негативно настроенным индивидуумом:

  1. Если человек находится в сильном психологическом возбуждении, а проблема незначительная, попробуйте перевести разговор на другую тему, перенести время обсуждения, то есть уйти от разговора-раздражителя.
  2. Позитивно скажется на взаимопонимании, если стороны конфликта посмотрят на проблему со стороны, непредвзятым взглядом.
  3. Необходимо попытаться понять агрессора. Если причина зависит от вас, примите возможные меры по её устранению.
  4. Иногда полезно продемонстрировать агрессору сочувствие и понимание.
  5. Помогает также согласие с ним в тех пунктах, где он действительно прав.

Определите, к какому типу принадлежит агрессор

Конкретные методы противодействия враждебности зависят непосредственно от разновидности личности агрессора:

  1. Тип «Танк». Очень грубые и прямые люди, которые в конфликтной ситуации прут напролом. Если вопрос не очень важен, лучше уступить или приспособиться, дать агрессору спустить пар. Нельзя ставить под сомнение его правоту, своё же мнение следует высказать без эмоций, ведь спокойствие обычно подавляет ярость такого человека.
  2. Тип «Бомба». Данные субъекты не злы по природе, однако могут вспылить, как дети. При вспышке враждебности необходимо дать выйти эмоциям такого человека, успокоить его и общаться нормально дальше, поскольку это происходит не со зла и зачастую против воли самого агрессора.
  3. Тип «Снайпер». Ввиду отсутствия фактической власти создаёт конфликты посредством интриг. Важно предъявить виновнику доказательства его закулисных игр и потом искать решение данного вопроса.
  4. Тип «Рупор». Эти люди критикуют всё на свете, начиная от действительных проблем и заканчивая воображаемыми. Они хотят быть услышанными. При контакте с такого плана агрессором необходимо дать ему излить душу, согласиться с его мнением и попытаться перевести разговор в другое русло. При возврате к этой теме следует переключить его внимание с проблемы на пути её решения.
  5. Тип «Перочинный ножик». Такие люди зачастую готовы идти на помощь, уступают во многих вопросах. Однако происходит это только на словах, а на практике всё наоборот. При общении с ними необходимо настаивать на важности для вас именно правды с их стороны.

Как избавиться от дискомфорта после общения?

В современном мире у людей довольно высокий уровень агрессии. Из этого вытекает необходимость правильного реагирования на чужие нападки, а также контроля собственного психоэмоционального состояния.

В момент враждебной реакции нужно сделать глубокий вдох-выдох, сосчитать до десяти, что позволит абстрагироваться от сиюминутной вспышки эмоций и рационально взглянуть на ситуацию. Также полезен рассказ оппоненту о своих негативных ощущениях. Если всё это не помогло, можно выплеснуть избыток гнева с помощью одного из занятий:

  • спорт, йога либо активные игры на свежем воздухе;
  • пикник на природе;
  • отдых в караоке-баре либо на дискотеке;
  • генеральная уборка (можно даже с перестановкой) в доме;
  • написание всего негатива на бумаге с последующим её уничтожением (надо её порвать или сжечь);
  • можно побить посуду или просто подушку (этот вариант гораздо дешевле);
  • разговор с самыми близкими и, главное, понимающими людьми;
  • плач также даёт ощутимую эмоциональную разрядку;
  • в конце концов, можно просто заняться своим любимым делом, это, несомненно, поднимет настроение.

В более тяжёлых случаях человек самостоятельно не может справиться с негативными эмоциями. Тогда необходимо обратиться к психотерапевту или психологу. Специалист поможет распознать причины такого состояния, дать определение агрессии в каждом конкретном случае, а также найти индивидуальные методы решения данного вопроса.

Причины детской агрессии

Очень важным аспектом, который нельзя обойти вниманием, является подростковая агрессия. Родителям очень важно разобраться, что стало причиной подобного поведения, ведь это даст возможность в дальнейшем скорректировать реакции ребёнка. Детская враждебность имеет сходные со взрослой причины, но обладает и некоторыми особенностями. К основным принадлежат:

  • желание что-то получить;
  • стремление доминировать;
  • привлечение внимания других детей;
  • самоутверждение;
  • защитная реакция;
  • получение чувства собственного превосходства за счёт унижения других;
  • месть.

Агрессивное поведение подростков в половине случаев - это результат просчётов в воспитании, недостаточного или чрезмерного влияния, нежелание понять ребёнка или банальная нехватка времени. Такой характер формируется при авторитарном типе родительского воздействия, а также в неблагополучных семьях.

Агрессия у подростков также возникает при наличии ряда психологических факторов:

  • низкий уровень интеллекта и коммуникативных способностей;
  • примитивизм игровой деятельности;
  • слабые навыки самоконтроля;
  • проблемы со сверстниками;
  • невысокая самооценка.

Оставленная на самотёк агрессия со стороны ребёнка в будущем может перерасти в открытые конфликты и даже в зрелом возрасте. Детская психология выделяет практически такие же виды враждебности, как и взрослая. Поэтому более детально остановимся на вопросах борьбы с ней, которая имеет некоторые отличия от случаев со взрослыми людьми.

у ребёнка?

Самым главным правилом в воспитании является соблюдение личного примера. Ребёнок никогда не будет реагировать на требования родителей, которые расходятся с их собственными поступками.

Реакция же на агрессию не должна быть сиюминутной и жестокой. Ребёнок будет срывать злобу на других, скрывая свои настоящие эмоции от родителей. Но не должно быть и попустительства, поскольку дети очень хорошо чувствуют неуверенность со стороны родителей.

Агрессивное поведение подростков требует своевременной профилактики, а именно планомерного и подконтрольного формирования доверительных и доброжелательных отношений. Сила и слабость со стороны родителя только усугубят положение, реально помогут лишь искренность и доверие.

К конкретным шагам борьбы с агрессией у ребёнка можно отнести следующие:

  1. Научить его самообладанию.
  2. Наработать навыки поведения в конфликтных ситуациях.
  3. Обучить ребёнка выражать негативные эмоции в адекватной форме.
  4. Привить ему понимание и сопереживание другим людям.

Агрессивность — это склонность человека к агрессивному поведению. Каковы причины агрессивного поведения молодого поколения? Такой вопрос задают себе родители, воспитатели и учителя. Это серьезная социально-педагогическая проблема.

Агрессивное поведение детей имеет несколько форм: физическую, вербальную и косвенную. Физическая форма — драки, избиения. Вербальная форма — обзывания, оскорбления. Травля в социальных сетях. Косвенная форма — это порча личных вещей: испачкать пальто, порвать дневник. Обидные надписи на стенах.

Разберем причины агрессивного поведения детей с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана, его корни.

Агрессивное поведение детей как результат ошибочного воспитания

Мы хотим, чтобы наши дети выросли хорошими людьми, стали лучше нас и испытывали меньше проблем в жизни. Что же мы в большинстве своем делаем? Пытаемся корректировать их поведение методами, которыми когда-то воспитывали нас:

  • Били по затылку.
    Теперь сами нет-нет да и дадим подзатыльник своему чаду, чтобы понимал быстрее.

  • Шлепали по попе.
    Рука сама тянется отшлепать за непослушание. А результат? Кожный ребенок станет неудачником (у детей с кожным вектором физические методы воспитания, унижение приводят к формированию сценария на неудачу). Ребенок с анальным вектором затаит обиду на всю жизнь. Уретральный ребенок может стать опасным бандитом.

  • Орали на нас.
    Мы кричим на своих детей часто просто от бессилия. Если кричать на звукового ребенка, он уходит в себя, появляется риск аутизма и шизофрении. Теряется способность к обучению.
    Все эти способы воспитания могут стать причиной агрессивного поведения детей, а также неадекватной самооценки. Но мы-то при таком воспитании выросли нормальными людьми!.. Что же изменилось в мире?

    Системно-векторная психология Юрия Бурлана разъясняет причины, почему на современных детей методы физического воздействия оказывают совершенно другое влияние, чем когда-то на нас.

    Объем психики человека увеличивается с каждым поколением, а у современных детей он стал намного больше нашего. Произошел очень большой отрыв. Поэтому то, что нам не наносило большого вреда, современным детям приносит непоправимый ущерб. Все эти «воспитательные приемы» являются причинами возникновения агрессивности у наших детей. И не только потому, что они часто копируют поведение своих родителей.

    Чувство защищенности и безопасности как фундамент для профилактики агрессивности детей

    Системно-векторная психология Юрия Бурлана рассказывает о том, какое важное значение для ребенка имеет чувство защищенности и безопасности. Родители, как правило, стараются обеспечить своему чаду полноценное существование с помощью хорошего питания, развивающих игрушек, одежды. Это естественно, но этого недостаточно. Для ребенка важна, прежде всего, любовь родителей, особенно матери.

    У малыша существует тесная связь с мамой. И большое значение имеет то, в каком она находится состоянии. Если мама находится в психологическом равновесии, то и ребенок спокоен. Он чувствует через маму, что ему ничто не угрожает и не мешает его развитию.


    Если маме плохо, ребенок сразу теряет чувство защищенности и безопасности. Он воспринимает мир как опасность и испытывает стресс. И вынужден сохранять себя как умеет — проявляя агрессивность. Он начинает защищать себя агрессивным поведением. Это является причиной ответной неприязни. На каждом этапе развития ребенок проявляет агрессию по-разному.

    Агрессивное поведение детей в возрасте 3-х лет

    Еще совсем маленькие дети проявляют агрессивность. Им ничего не стоит ударить игрушкой другого ребенка или укусить его. Некоторые мамы беспокоятся, что их малыш останется агрессивным, но в возрасте 3-х лет подобное поведение относительно легко можно скорректировать. Просто нужно правильно отреагировать, принять необходимые меры.

    Если ребенок в возрасте 3-х лет агрессивен, то это означает, что его что-то беспокоит. Родители должны постараться понять причину, что же здесь не так. Если они стремятся подавить агрессивность ребенка, то получается наоборот — они ее развивают. Агрессивное поведение будет проявляться все сильнее.

    Младшие школьники — поведение в школе

    Становясь старше, дети собираются в группы по интересам. Они вместе играют, у них общие секреты. В «стайках» они ранжируются. Становятся очевидными характеристики детей. Среди них проявляется лидер, от степени развитости которого зависит обстановка в классе. Его приоритеты становятся приоритетами остальных.

    Если учитель не имеет влияния на учеников, то одни дети обижают других и это может превратиться в травлю. Поэтому дети стремятся не выделяться среди других, быть как все. Они не хотят быть заметными. Любые особенности ребенка могут спровоцировать агрессивное поведение сверстников по отношению к нему.

    Важное значение имеет, например, имя ребенка. Оно должно быть обычным и не рифмоваться с обидными словами. Иначе будут дразнить, а это — стресс.

    Агрессивные подростки, изгой в классе

    Подростковая агрессия выражается во взаимодействии между подростками, когда один наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи. Агрессивный подросток выбирает более слабого одноклассника, который не может ему равнозначно ответить.


    В классе с таким агрессором другие ребята нередко выполняют роль зрителей. Они могут стоять в сторонке и поддерживать насмешки, при этом еще и записывая видео на телефон. Своим присутствием во время издевательств над одноклассником они снимают свое напряжение неприязни, которая свойственна людям от природы.

    Что делать в такой ситуации родителям и самому ребенку? Прежде всего надо узнать обстановку в классе. Как ведут себя дети? Кто лидер в классе? Как относятся к тем, кто хорошо учится и наоборот?

    Если учитель никак не реагирует на обстановку в классе, предоставляет детям полностью самим решать проблемы отношений, то лучше забрать ребенка и перевести его в другую школу. Этим вы убережете своего ребенка от психотравм, с которыми ему бы пришлось жить потом всю жизнь.

    Далеко не в каждом детском коллективе создается такая обстановка. Здесь взаимосвязано много различных факторов.

    Агрессивное поведение девочек

    Девочки-подростки чаще проявляют агрессию словами, а не кулаками. Они хорошо понимают, в чем уязвима жертва, которая выбрана ими для травли. Преодоление агрессии для жертвы становится очень сложным или практически невозможным, так как девочки, сгруппировавшись в своей неприязни, очень деструктивно воздействуют на ровесницу. Сарказм и ирония, а также порча личных вещей — это их оружие.

    Как мы видим, привычка к агрессивному поведению у детей закладывается с очень раннего возраста. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, как это происходит у детей с разными векторами.

    Если ребенка с анальным вектором постоянно торопить — срывать с горшка, перебивать, заставлять делать несколько дел сразу, он из послушного ребенка превращается в упрямца, который делает все наперекор своей маме. Начинает проявлять агрессию.

    На звукового ребенка нельзя кричать, а также шептать ему в ухо оскорбительные слова, такие как — «идиот, зачем я тебя родила». Звуковичок особенно чутко реагирует на это. Он замыкается в себе, и никто не знает, что у него в голове. А потом может совершить суицид или массовое убийство… Это, конечно же, крайние случаи.

    Можно ли исправить агрессивное поведение?

    На портале СВП есть отзывы людей, которые справились с агрессивным поведением своих детей, наладили с ними отношения.

    «…До тренинга: все как у всех — горы литературы и тренингов, ощущение собственной "продвинутости", все "умнее и умнее" — другим предъявить есть что, а себе — нет, никаких ответов, ни на какие вопросы, "неуды" себе, людям, отношениям. После одного похода к психологу стало не только еще хуже, но и пришло понимание того, что мне не туда. Пришла на тренинг из-за сумасшедших проблем с ребенком, которые не могли решиться и не решались лет 7, поначалу мучила паническая мысль "как страшно все и запущено... я же не успею исправить ЭТО до пубертата, это невозможно!", еще и личных консультаций нет — ужас, безысходность, а как же я, а как же мы? Ребята, ЮРИЙ — УСПЕЛА!!! УЖЕ успела (занимаюсь с декабря прошлого года).

    Трудные сомнительные решения стали приниматься на "раз". Результат — ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра — в чуткого человечка...Камень свалился не передать какой... а до СВП при тех состояниях — хоть в окно... НАСКОЛЬКО ЛЕГЧЕ и спокойнее за детей!..»
    Асия В., косметолог, Канада


    «…ребенок стал себя нааамного спокойнее вести во время тренинга, не крушит больше дом)) все потому, что я спокойнее стала, муж стал спокойнее))…»
    Виктория П., юрист, Южно-Сахалинск



    Родители агрессивных детей должны, прежде всего, обратить внимание на себя. Ведь это именно их состояние влияет на ребенка. Если мать утрачивает ощущение психологического комфорта, даже не проявляя это внешне, ее внутреннее состояние в любом случае задает ребенку негативное самоощущение и такое же поведение.

    Если родители еще и внешне проявляют агрессию друг к другу или к ребенку, это создает дополнительный стресс для детской психики и провоцирует ответную агрессию с его стороны. Бесполезно стараться перебороть агрессивность силой. Нужно осознать причины агрессии и устранить их.


    Профилактикой агрессивного поведения подростков с обеих сторон, агрессора и жертвы, является обеспечение им чувства достаточного ощущения защищенности и безопасности с раннего возраста и до пубертата. А также создание полноценных условий для нормального развития их врожденных свойств согласно заданным векторам. Узнать, как это сделать, можно на бесплатном онлайн-тренинге. Регистрируйтесь по ссылке

    Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Агрессию и, соответственно, агрессивное поведение человечество изучает уже давно. Но все же в этой теме остается еще множество нераскрытых вопросов. Именно поэтому в данной статье максимально детально будет рассмотрено агрессивное поведение: причины его возникновения, различные формы, а также способы корректировки.

Что это такое?

Изначально надо определиться с теми терминами, которые будут широко использоваться в этой статье.

Агрессия. Объяснений данного понятия существует довольно-таки много. И все они чем-то да различаются. Однако изначально надо отметить, что термин «агрессия» с латинского языка переводится как «нападение».

  • Согласно Арнольду Бассу (известному психологу), агрессия - это любое поведение человека, которое может нанести ущерб окружающим людям.
  • Зильман утверждает, что агрессия - это попытка человека нанести другим людям различного рода телесные и физические травмы.
  • Иные же ученые говорят о том, что агрессия является оправданной только в том случае, если есть желание нанести обиду или ущерб человеку (а не только конечный результат).

Что же такое агрессивное поведение? Это примерно то же, что и сама агрессия. Т. е. это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб.

Основные группы причин

Обязательно надо рассмотреть различные причины, которые могут провоцировать возникновение агрессивного поведения. Так, ученые выделяют три основные группы факторов: биологические, социальные и психологические.

Биологические причины

Какие же они, биологические причины агрессивного поведения?

  • Наследственность. Особенно если она отягощена различными генетическими проблемами, алкоголизмом, употреблением наркотиков или иных психотропных веществ. Или же если в анамнезе родителей есть различные вирусные инфекции.
  • Половые гормоны. Ученые доказали, что на агрессивность человека влияет количество определенных гормонов. А именно в таком случае важен уровень тестостерона. Существенно возрастает он в подростковом возрасте, в период полового созревания человека.
  • Нейромедиаторы. Специалисты утверждают, что влияет на агрессивное поведение изменение процесса обмена нейромедиаторов. А именно серотонина, дофамина и норадреналина.
  • Особое влияние на агрессивность и девиантное поведение человека оказывает лобная доля черепа (именно она осуществляет планирование и подавляет агрессию). Если она травмирована или же неправильно работает, могут нарушаться процессы агрессивности и соответственного поведения.

Социальные факторы

Стоит отметить, что специалисты утверждают: нельзя отдельно рассматривать только лишь односторонние причины агрессивного поведения. Чаще всего проблему провоцирует комплекс различных факторов. Так, важно отметить, что особое значение имеет социальное окружение человека.

  1. Нередко агрессивное поведение формируется в семье с раннего детского возраста как нормальная форма общения с окружающими.
  2. Психологи утверждают, что чаще от агрессивного поведения страдают малообразованные люди. Поэтому можно сделать вывод о том, что уровень образования также влияет на агрессию человека.
  3. Агрессивное поведение может формироваться также на месте работы.
  4. Если говорить о подростках, то нередко такое неправильное поведение формируется у них вследствие общения в определенных группах, коллективах. Также значение имеет приверженность ребенка к определенной субкультуре.

Психологические причины

Особенность черт характера личности также может влиять на формирование у человека агрессивного поведения. В таком случае чаще всего принято говорить о:

  • Тревожности.
  • Эгоцентризме.
  • Импульсивности.
  • Эмоциональной неустойчивости.
  • Склонности к эмоциям гнева, ярости.

Стоит отметить, что большое значение также имеют особенности контроля и самооценки такого человека. Однако все же максимально активным тут является уровень социализации каждого индивида (вместе с усвоением правовых и морально-этических норм поведения), а также характеристики мотивационной сферы.

Иной комплекс причин

Агрессивное поведение человека могут провоцировать также и иные причины, так называемые одноразовые.

  1. Боль. Ученые доказали экспериментально, что сильная боль может вызвать агрессивное поведение. И хотя опыты проводились на животных, это же правило действует и в отношении Homo Sapiens - человека разумного.
  2. Жара. Ученые давно говорят о том, что климатические условия сказываются на состоянии человека. Так, если на индивида «давит» табачный дым, знойный тяжелый воздух, плохие запахи - это все может провоцировать вспышки гнева и агрессивного поведения. Однако это утверждение - скорее гипотеза, ведь прямого доказательства данного факта ученые пока еще не получили.
  3. Атака. Нередко агрессивное поведение человека - это ответ на такие же действия иного индивида. Как говорится, «око за око».
  4. Теснота. Опять же этот факт доказан при помощи экспериментов на животных. Но все же относится и к человеку. Если кого-то поместить в тесное пространство (например, клетку), через время возникает агрессия и агрессивное поведение.
  5. Алкоголь и различные психотропные вещества являются нередко прямой причиной возникновения агрессивного поведения у многих индивидов.
  6. Возбуждение, в том числе и сексуальное, также может провоцировать возникновение этой проблемы.

Особенности

Стоит отметить, что вышеупомянутый психолог Басс особенности агрессивного поведения описывает на основании трех предельно простых шкал:

  1. Физическое - вербальное (словесное) агрессивное поведение.
  2. Активное - пассивное агрессивное поведение.
  3. Прямое - непрямое агрессивное поведение.

Однако это неустойчивые формы, они могут варьироваться в зависимости от ситуации. К примеру, активное физическое агрессивное поведение - это нанесение ударов иному человеку, его избиение. Неактивная форма - это, например, найм убийцы или же сговор с иным человеком, который принесет ущерб. Пассивное физическое агрессивное поведение - это, к примеру, стремление сделать все, чтобы не позволить другому человеку достичь вершин в карьере. Далее еще проще. Так, вербально активное действие - это словесная обида. А вербальное неактивное - это обычное распространение сплетен или же грязных слухов.

Формы

Важно также отметить, что существуют еще и различные формы агрессивного поведения. Так, чаще всего их ученые компонуют по особым парам.

  • Физиологическая и патологическая агрессия. В первом случае действия человека не носят злого умысла, а совершаются, чтобы самоутвердиться, чем-то овладеть. Тут еще может возникать и понятие оборонительного агрессивного поведения. В таком случае у человека просто включается защитная реакция и инстинкт самосохранения. Во втором случае речь идет уже о целенаправленном, истинном агрессивном поведении. Тогда главной целью является именно нанесение ущерба иному человеку.
  • Отдельно специалисты выделяют физическую (телесную) и вербальную (словесную) агрессию. Стоит отметить, что у детей младшего возраста преобладает именно первая форма поведения. У взрослых же чаще всего встречается вербальное агрессивное поведение. В этом случае огромную роль играет процесс социализации и трансформация некоторых поведенческих реакций для адаптации к существующим морально-этическим нормам.
  • Отдельно также существует скрытое агрессивное поведение (в таком случае человек в голове проигрывает различные виды своих поступков относительно другого человека или группы лиц) и открытое (подразделяется на два последующих вида).
  • Существует открытое прямое и открытое косвенное агрессивное поведение. В первом случае действия направлены непосредственно на объект, которому хочется навредить. Во втором случае вред может наноситься косвенно. Чаще всего это делается через анонимные письма, распускание сплетен. Важно еще отметить, что именно косвенное агрессивное поведение может проявляться открыто или же исподтишка (это жалобы, ложь, доносы, придирки, злорадство).

Также надо сказать и о том, что основатель психоанализа, Гюнтер Аммон, выделяет три основных вида агрессии (соответственно, и агрессивного поведения):

  1. Конструктивная. В таком случае агрессивное поведение имеет социально приемлемые формы.
  2. Деструктивная. Тут агрессивное поведение имеет социально неприемлемую форму.
  3. Дефицитарная. От нее страдают чаще всего пациенты с различными психосоматическими отклонениями или болезнями. В таком случае принято говорить о дефиците существующих поведенческих навыков.

Агрессивное поведение также можно разделить на два вида относительно его направленности:

  1. Экстрапунитивное поведение. Т. е. внешнее, направленное на иных людей.
  2. Интрапунитивное поведение. Направленное исключительно на себя. Это так называемая аутоагрессия.

Несколько слов о детях

Агрессивное поведение детей - это довольно-таки большой комплекс проблем, с которыми надо начинать бороться с самого раннего возраста. Ведь если вовремя не предпринять определенные меры, ребенок может навредить не только слишком большому количеству людей, но и себе. Также запущенные формы этого состояния достаточно тяжело поддаются коррекции и исправлению.

Психологический портрет агрессивного ребенка

Стоит отметить, что агрессивное поведение дошкольников - это весьма распространенное явление. Однако как можно узнать, что у ребенка проблемы и что ему уже на данном этапе необходима помощь? Так, для этого надо знать, какие же признаки свидетельствуют о том, что у малыша именно агрессивное, а не какое-либо иное, поведение.

  • Высокая частота агрессивного поведения. Если ребенок более чем 4 раза в час проявляет враждебность к окружающим, его поведение можно квалифицировать как агрессивное.
  • Преобладание физической агрессии. Т. е. ребенок старается причинить людям из своего окружения телесные повреждения: ударить, пнуть, ущипнуть и т. д.
  • Направленность поведения. Можно с уверенностью сказать, что у ребенка большие проблемы, если целью его агрессивного поведения становится именно причинение боли, а не достижение определенной цели (например обидеть, чтобы отобрать игрушку).

Источники агрессивного поведения в детском коллективе

Важно также отметить, что агрессивное поведение детей провоцируют следующие основные факторы или, как их называют в психологии, источники:

  1. Чувство страха. Ребенок может себя агрессивно вести, если он не доверяет окружающим, если он в своем окружении видит для себя опасность.
  2. Запреты. Очень часто причиной агрессивного поведения малыша становятся запреты, которые не дают возможности реализоваться планам или желаниям крохи. Причиной становится обычное неудовлетворение потребностей.
  3. Самостоятельность. Также ребенок может себя агрессивно вести, отстаивая свое право на определенную территорию (игрушку). Это проявление самостоятельности, попытка обретения свободы.

Основа агрессивного проявления у детей

Однако все же надо сказать, что агрессивное поведение детей дошкольного возраста чаще всего вызвано тем укладом жизни, к которому привык малыш. Что это значит? Маленькие дети копируют все, что происходит в их ближайшем окружении. И чаще всего это семья. Практикующие психологи и психотерапевты отмечают, что большинство деток с агрессивным поведением перенимают такую форму общения из отношений старших родственников: родителей, бабушек-дедушек. Т. е. если в семье принято ругаться, обзываться и иногда пинать друг друга, надо понимать, что так же будет поступать и малыш с иными, окружающими во внешнем его мире людьми. Многим родителям просто надо в первую очередь обратить внимание на себя, а потом только искать изъяны в своих детях.

Также нередко агрессивное поведение детей дошкольного возраста вызывается обычной ревностью. Т. е. негативным поведением ребенок просто желает обратить на себя внимание. Чаще всего это возникает в том случае, если в семье рождается еще один малыш, и первому ребенку уделяется гораздо меньше времени.

Но и тут надо помнить: если правильно не отреагировать на единичные вспышки агрессивности и соответствующего поведения, это может перерасти в плохую привычку. А справиться с этим будет уже гораздо труднее.

Правила поведения родителей

Как уже было выше сказано, агрессивное поведение младших школьников - это весьма распространенная проблема. Как же в таком случае родителям реагировать правильно? Что нужно делать, чтобы еще больше не усугубить состояние?

  1. Надо помнить, что запрет и агрессия - это не самая лучшая реакция на агрессивное поведение малыша. Платить ребенку тем же не стоит. Нужно постараться понять причины такого поведения, а также постараться их устранить.
  2. Не нужно резко пресекать агрессивное поведение ребенка. Делать это надо постепенно. Надо постараться дать крохе возможность выплеснуть свою агрессию. Или же переместить ее на что-то иное. К примеру, можно дать ребенку порвать фотографию своего врага. В результате этого количество проявлений агрессивного поведения в реальной жизни существенно снизится.
  3. Детям надо показывать правильный пример. Поэтому при них нужно стараться не злиться, не кричать, не обижать других. Например, ударить мужа в плечо от злости - это показать плохой пример своему ребенку.

Родители должны помнить, что агрессивное поведение - это не всегда плохо. Точнее, иногда это может быть естественная защита от действий окружающих. Так что нельзя малыша сразу же ругать. Лучше всего научить его управлять своими вспышками гнева. Это умение ему точно пригодится на всю жизнь. Ну и, конечно же, пока ребенок маленький, его нужно как можно чаще обнимать, целовать, говорить, что он любим и ценен. Ведь нередко агрессивное поведение школьников - это просто желание привлечь к себе внимание.

Несколько слов о подростках

Отдельная тема - это дети в период полового созревания. Ну и, естественно, огромную проблему составляет агрессивное поведение подростков. Стоит отметить, что причины этого чаще всего следующие: колебание уровня гормонов и влияние ближайшего окружения. Так, о первом пункте все уже сказано выше. Что же относительно второго? Психологи утверждают, что подростковый период - это время становления ребенка как личности, его взросление. Тут возникает желание как можно чаще и больше проявлять самостоятельность. Но проблема в том, что далеко не все родители к этому бывают готовы. И опять же на первый план выходят запреты, которые и являются главными провокаторами такого поведения. При этом еще нередко агрессивность детей повышается вследствие их общения в определенных группах. Подростки частенько кооперируются в так называемые компании по интересам. Некоторые из них целью ставят вредительство не только родителям и окружающим людям, но и самим себе (группы подростков, склонных к суицидальному поведению). В таком случае ребенка надо как можно скорее изъять из такого коллектива.

Коррекция поведения детей младшего возраста

Отдельно также надо рассмотреть такой подпункт, как коррекция агрессивного поведения ребенка. Что же может делать родитель, чтобы избавиться от данной проблемы?

  1. Игнорирование незначительной агрессии. Однако нельзя просто сделать вид, что ничего не произошло. Можно сказать: «Малыш, я знаю, что тебе плохо, я тебя понимаю». Категорически запрещается кричать и отвечать тем же.
  2. Если маленький ребенок начинает проявлять агрессию, надо постараться переключить его внимание на что-то интересное. Т. е. кроху надо отвлечь.
  3. Надо научиться выводить ребенка из состояния агрессии. Так, можно подойти, взять его за руку (отвлекающий маневр) и спросить, не устал ли он, может, хочет пить или кушать.

Физические упражнения

Психологи утверждают, что отличная коррекция агрессивного поведения детей - это различные физические упражнения. Однако для этого ребенок должен сам хотеть справиться с проблемой. Т. е. в моменты, когда он будет чувствовать прилив агрессии и желание сделать кому-то плохо, нужно начинать приседать, делать зарядку для пальцев и т. д. Это отличный не только отвлекающий, но и успокаивающий маневр.

Как можно отвлечь себя от вспышек агрессии и агрессивного поведения? Так, ребенок должен знать, что ему помогут следующие действия:

  1. Надо вдохнуть воздух, ненадолго задержать дыхание, а далее выдохнуть.
  2. Если есть такая возможность, надо походить.
  3. Отлично помогает обычное сжимание-разжимание кулаков.
  4. Помогает справиться с агрессивным поведением обычное разрывание бумаги.
  5. Если у ребенка частые вспышки агрессивного поведения, ему надо всегда при себе иметь два грецких орешка. В момент прилива ярости их надо покачать в руках, побросать, тем самым отвлекаясь.

Важно отметить, что коррекция агрессивного поведения детей младшего возраста нередко не может обойтись только лишь усилиями родителей. Нужно не стесняться привлекать к этому действию специалистов - психологов, психотерапевтов.

Коррекция поведения подростков

Агрессивное поведение подростков - также весьма распространенна проблема. Очень много современных детей в период полового созревания становятся неуправляемыми. Огромное влияние на это оказывают сами родители, общение с внешним окружающим миром, а также телевидение. Какой же может быть коррекция агрессивного поведения подростков, что она должна включать в себя?

  1. Спокойная реакция. Чаще всего агрессивное поведение подростка направлено именно на то, чтобы обидеть родителей, «вывести из себя». В таком случае надо постараться сделать все, чтобы после вспышки гнева у ребенка появилось чувство стыда за свои деяния. Также можно во время неадекватного поведения задавать наводящие вопросы об усталости, чувстве голода или жажды (как и в случае с маленькими детьми).
  2. Родитель должен помнить, что надо акцентировать внимание не на самом подростке, а на его поведении. Т. е. плох не ребенок, а его манера общения с окружающими. Во время анализа ситуации надо концентрироваться на данном случае, не вспоминая предыдущих подобных.
  3. При подростках также надо контролировать свои негативные эмоции, вспышки гнева. А за агрессивное поведение нужно не бояться просить прощения у ребенка.
  4. Коррекция агрессивного поведения подростков запрещает такие совершенно неэффективные методы, как угрозы, обзывания, применение физической силы.
  5. Лучший метод вывести подростка из состояния агрессии - проявлять спокойствие. Ребенка это обескуражит и успокоит.

Профилактические меры

Очень важной также является профилактика агрессивного поведения. Ведь, как говорится, проблему лучше предупредить, нежели позже с ней справляться. О чем в таком случае надо помнить?

  • Правильное формирование круга интересов. Нужно привлекать малыша к тем занятиям, которые позитивно влияют на формирование личности: это музыка, спорт, чтение.
  • У ребенка не будет времени на злость и агрессию, если он как можно чаще будет где-то задействован. В таком случае актуальной будет различная деятельность: трудовая, спортивная, организаторская, художественная и т. д.
  • Даже в самых трудных ситуациях надо обращать внимание на позитивные стороны характера ребенка. А не на негативные.
  • Нельзя на агрессивное поведение ребенка отвечать тем же. В таком случае он поймет, что он поступает неправильно. В противном же случае такое поведение точно повторится.
  • Нужно уважать чувства детей. Также надо прислушиваться к ним. Очень важно узнать причину агрессивного поведения. Ведь только так в дальнейшем можно будет пресекать эту проблему.

Что еще предполагает профилактика агрессивного поведения детей и подростков? Так, родители должны помнить о том, что агрессия - это выброс огромного количества энергии. Именно поэтому надо постараться перенаправить ее в правильное русло. Это может быть работа, разрывание бумаги или даже бой подушками.

Министерство образования и науки Российской Федерации СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КГБ ПОУ “Приангарский политехнический теМинистерство образования и науки Российской Федерации
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КГБ ПОУ “Приангарский политехнический техникум”
РЕФЕРАТ
На тему: “Причины и истоки агрессивного
поведения людей”
Выполнил:
студент 1 курса
группы № 64
Отаджанов Денис Рустамович
Преподаватель: Дворникова Марина
Геннадьевна
Кодинск
2015 1. Что такое агрессия?
2. Истоки агрессивного поведения.
3. Причины агрессии.
4. Виды агрессивного поведения.
5. Как избежать агрессии в жизни.
Список использованной литературы
стр.
3
4
5
6
7-8

Что такое агрессия?

У агрессии существует множество синонимов: насилие, враждебность, гнев, злость и т.д. … Далеко не всегда они имеют
одинаковые значение и смысл. С точки зрения психологии, агрессия – это любое поведение, направленное на то, чтобы причинить
вред другому живому существу, не желающему подобного обращения. Казалось бы, какая может быть польза от причинения
вреда другим людям? Но природа ничего не создает зря. Каковы же цели и причины агрессии у человека?
1. Принуждение других к какому-либо поведению. Человек – существо очень умное и хитрое. Зачем что-то делать самому, если у
тебя есть силы, чтобы заставить других “попотеть”? В современном обществе проявление физической агрессии и принуждения,
конечно, не приветствуется, а вот моральное насилие, к сожалению, до сих пор достаточно распространено.
2. Тяга к власти. Так уж повелось, что власти редко можно добиться мирным путем – всегда надо пройтись по головам и нанести
кому-нибудь хоть легкие, да увечья. Те, у кого потребность во власти очень сильна, так и делают. Поэтому у них, в целом,
агрессивность выше, чем у других людей. Особенно этим грешат мужчины – именно для них доминирование над остальными
самцами играет особую роль.
3. Стремление произвести определенное впечатление. При проявлении агрессии о человеке может сложиться разное
впечатление: кто-то испугается, кто-то захочет помериться силами, а у кого-то возникнет потребность в мести. Для того чтобы
понимать, какое впечатление вы произведете своей агрессивностью, нужно хорошо знать партнера по общению. А то так можно
отхватить нехилую взбучку!
4. Желание причинить ущерб. Согласитесь, некоторые люди вполне заслуживают того, чтобы вы вели себя с ним агрессивно.
Например, Машка, которая в десятом классе хитро и коварно увела вашего парня – ей бы не помешала ваша порция злости и
агрессии. Стремление причинить другому вред может основываться на разных вещах – желание отомстить, что-то отобрать – а
может быть вполне самостоятельной потребностью. И если оно у вас изредка появляется – не пугайтесь! Такое бывает со всеми
людьми.
5. Психологическая разрядка. Бывает, что за день столько всего плохого накопится, что хочется на кого-нибудь наорать или побить.
И бываешь поистине благодарна судьбе, когда под горячую руку попадается какая-нибудь вредная и хамоватая тетка в метро. Уж
тогда можно расслабиться и отыграться на ней в полную силу! И почувствовать себя после этого вполне легко и комфортно.
6. Самооборона. Некоторые люди бывают очень и очень наглыми. Конечно, опускаться до их уровня может казаться глупым или не
очень порядочным, но иногда это просто необходимо, иначе они вас просто “съедят”. В таких случаях агрессия выполняет функцию
самообороны: когда в наше личностное пространство вторгаются, мы “показываем зубы и когти”, и тогда нас оставляют в покое.
Таковы основные цели для проявления агрессивного поведения. Они могут нравиться или не нравиться, но это факт – агрессия нам
очень нужна. Общество, в котором люди бы не проявляли враждебность по отношению друг к другу, попросту неспособно к
выживанию. Поэтому любые попытки полностью избавиться от агрессии заранее обречены на провал – это то же самое, что
пытаться научить человека жить без любви. Отдельным особям это удается, но это подходит далеко не каждому.
3

Истоки агрессивного поведения

Помимо целей, у агрессии существуют более серьезные и глубинные механизмы, влияющие на ее
возникновение. Психологические причины агрессии у людей могут быть совершенно разными: каждый более
или менее известный психолог стремился выдвинуть свою гипотезу о том, как и откуда берется агрессия. На
настоящий момент их можно разделить на три основные группы:
1. Агрессия как инстинкт. Многие психологи считают, что природа возникновения
агрессивного поведения у человека инстинктивна. Агрессия способствует выживанию, выполняя три основные
функции: борьба за территорию и пищевые ресурсы, улучшение генофонда и защита потомства. Агрессивная
энергия постоянно возникает в организме человека, накапливается и в какой-то момент прорывается наружу. У
каждого – свои границы, переход через которые чреват враждебностью в поведении. Агрессия также могла
достаться человеку от своих предков-охотников. Очевидно, что охотничья природа может являться побудителем
к насилию, войнам и разрушению. Таким образом, можно говорить о неизбежности агрессии и сложностью с ее
контролем.
2. Агрессия как результат невозможности реализовать свои потребности. Это
совершенно другой подход: все мы сталкивались с неспособностью удовлетворить свои желания из-за какихлибо препятствий, и в такой ситуации практически всегда появляются гнев и агрессия. Они могут быть
направлены на других людей, на вещи или даже на себя. Возможны также вариации в способах проявления
агрессии: мы можем накричать на кого-то, толкнуть или начать причитать: “Это я во всем виновата! Нет мне
прощения!”. Самое печальное, что такой способ реагирования, если его часто использовать, начинает входить в
привычку, но эффективность его для решения проблем и преодоления тех самых пресловутых препятствий
представляется весьма сомнительной.
3. Агрессия как результат научения. В детстве мы всему учились у взрослых: мы
подражали им в манере говорить, есть, одеваться и вести себя в целом. Точно также, наблюдая за взрослыми,
мы учились агрессивному поведению: если мы видели, как наши мама и папа постоянно орут друг на друга и на
окружающих людей, такой вариант поведения запоминался нами как единственно верный. Конечно, есть и
другие факторы, увеличивающие вероятность проявления агрессии при взрослении – это неприемлемое
обращение, постоянные придирки и нападки со стороны взрослых и даже прямые инструкции: “Ну что ты как
маленький! Дай сдачи этому мальчику!”. Человеку, который растет в подобной обстановке, сложно быть тихим,
милым и пушистым. Однако в этом случае он обладает возможностью научиться контролировать свою
агрессию, если развивать способность к саморегуляции, наблюдать за людьми, умеющими спокойно разрешать
конфликты и поощрять себя за каждое проявление кротости и человеколюбия.
4

Причины агрессии.

Чаще всего агрессивное поведение развивается под
действием следующих неблагоприятных факторов:
1. Злоупотребление психоактивными веществами, что
ведет к отсутствию или ослаблению контроля над
ситуацией, стремлению удовлетворить только свои
потребности.
2. Детские психические травмы и дефекты воспитания.
Действия родителей могут быть причиной детской
агрессивности. Агрессии способствуют увлечения
компьютерными играми, фильмами, телепередачами со
сценами насилия.
3. Проблемы в личной жизни, неустроенность, социально
– бытовые трудности.
4. Накопление нервного напряжения, отсутствие
полноценного отдыха.
5

Виды агрессивного поведения

Проявления агрессивного поведения очень
многообразны. Можно выделить следующие виды
агрессии:
1. Физическая (направленная на причинение телесного
вреда) и вербальная (с помощью слова).
2. Прямая и косвенная (например, распространение
сплетен, слухов)
3. Направленная (есть цель) и неупорядоченная (бьет все,
что попадется на пути)
4. Активная и пассивная («ставить палки в колеса»)
5. Аутоагрессия (направленная на себя)
6

Как избежать агрессии в жизни

С причинами, вызывающими агрессивное поведение, в общем-то, все ясно. Однако легче от этого
не становится, потому что хочется не просто знать, но и уменьшить количество агрессии в
собственной жизни. Если вы хотите повлиять на какого-то человека, то наиболее эффективной
является система поощрения и наказания. Ее суть состоит в том, что хорошее поведение человека
поощряется вами, а плохое – наказывается. Происходит некоторое подобие дрессировки, ведь
любому человеку хочется комфорта и удовольствия, а их противоположности он избегает. Однако
есть ряд особенностей в использовании этой системы:
Необходим баланс между поощрением и наказанием: если вы будете с чем-то перегибать, то
результат может оказаться не таким эффективным.
Между агрессивной реакцией и наказанием должен пройти минимальный промежуток времени.
Наказание должно быть ощутимо строгим и неприятным.
Агрессор должен осознавать, что некоторые его действия влекут за собой наказание.
Вероятность наказания должна быть достаточно большой
А что делать, если вы хотите справиться с собственной агрессией? Ответ один – саморегуляция. Вы
можете даже использовать ту же самую систему поощрений и наказаний – только вы сами будете
и в роли объекта, и в роли воспитателя. Например, в качестве наказания для вас могут быть
угрызения совести или лишение себя каких-то благ, а в качестве поощрения – попытки доставить
себе удовольствие. Также эффективными могут быть действия по изменению своего отношения к
ситуации.
Как было сказано выше, агрессия чаще всего возникает в ситуации явного неудовольствия и
наличия препятствий к достижению важной для человека цели. Вы злитесь на обстоятельства, и
возможны несколько вариантов выхода этой злости: злиться на других, на себя или попытаться
перевести эту энергию в более конструктивную Задумайтесь над тем, что агрессия вам ничего не
даст, лишь испортит настроение. Вместо этого вы можете постараться преодолеть препятствие и
решить проблему – тогда ваша злость пройдет сама собой.
7

Очень часто вспышки агрессии и гнева у нас вызывают вещи, которые мы не можем принять. Например, когда
кто-то, с нашей точки зрения, живет неправильно или делает что-то, что не вписывается в нашу картину мира.
Для того чтобы такие вещи не вызывали у вас приступ злости, нужно поработать над принятием других. Вы
должны принять тот факт, что каждый человек волен жить и делать так, как ему хочется, в том числе и вы.
Каждый раз злясь и осуждая кого-то, попробуйте поставить себя на его место – может быть, это поможет вам
лучше понять человека. Старайтесь не накапливать в себе энергию злости и раздражения.
Когда мы постоянно сдерживаем себя, это выматывает, и мы становимся агрессивнее. Надо понимать, что
столько энергии не может бесконечно долго находиться в нас – рано или поздно произойдет выплеск ее наружу.
Только он может быть постепенным и аккуратным, а может быть всеразрушающим. Согласитесь, что первый
вариант является гораздо более предпочтительным. Если вы чувствуете, что волна злости накатывает на вас, и
вы скоро начнете рвать и метать – сделайте паузу. Попробуйте выйти из ситуации или отвлечься. Можно
закрыть глаза и сосчитать до десяти, можно выйти из комнаты или просто мысленно набрать в рот воды при
разговоре с раздражающим человеком. Вполне возможно, что это убережет вас от проявления ненужной
агрессии.
Есть вещи, которые вы не можете изменить и убрать из вашей жизни. Так или иначе, вам придется с ними
сосуществовать. Вы можете злиться на них и портить себе жизнь, а можете попытаться принять и начать
относиться к ним со спокойным равнодушием. Кроме того, необходимо избегать хронической усталости, ведь
очень часто именно она лежит в основе агрессии и раздражительности. Поэтому при подозрении на усталость
дайте себе передышку, например, устройте себе выходной и займитесь тем, чем давно хотели заняться.
Человек становится злым и агрессивным в ситуации хронического недовольства своей жизнью Это
недовольство может быть вызвано разными причинами: неудачами на личном фронте, постоянной усталостью
или большим количеством неприятных людей в жизни. И если вы хотите, чтобы агрессия ушла из вашей жизни,
необходимо внести в нее позитивные изменения. Попробуйте обозначить для себя позитивные моменты – так
вам будет проще им радоваться. Будьте внимательнее к себе, старайтесь жить так, чтобы жизнь приносила вам
удовольствие. Ведь довольный человек гораздо чаще бывает спокойным и уравновешенным, чем недовольный.
8

Список использованной литературы

1.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. 2001.
2.Таранов П. С. Секреты поведения людей. 2007
3.Деннис Кун. Все тайны поведения человека. 2005
4.Википедия
5.Маклаков А. Г. Общая психология. 2008 Дарина Катаева

Агрессия – форма деструктивного поведения, которая проявляется в нанесении физического, эмоционального или психологического вреда окружающим. Суета, бесконечные заботы, ритм жизни, нагрузки – все это способствует проявлению озлобленности и враждебности по отношению к окружающим. Страдает от такого поведения и сам человек, и окружающие его люди. Какие есть формы агрессивного поведения и каковы их причины?

Причины агрессии

Человек не рождается агрессивным сам по себе. Конечно, данная может быть следствием серьезного заболевания, однако чаще всего агрессия связана с определенными факторами. К ним относится:

Психологические травмы. Агрессивность – следствие родителей. Если они по отношению в малышу проявляли это негативное качество, то малыш со временем полностью перенимает их черту характера. Некоторые даже при создании своей семьи не делают никаких выводов, а напротив, поступают таким же образом, что и их родители.
Частый просмотр фильмов, сериалов с явными проявлениями насилия и ужасов. Игры с подобным настроем еще в большей степени увлекают человека, поэтому он агрессию начинает проявлять уже не только в виртуальном мире. При любой возможности это качество вырвется наружу и в реальности.

Личностные проблемы. Когда многое в жизни происходит не так, как мы задумали, мы сердимся, расстраиваемся. Однако лучше делать правильные выводы и больше не поступать подобным образом. Для некоторых же проблемы становятся настолько непреодолимыми, что при каждом упоминании возникает одна из форм агрессивного поведения.
Излишняя строгость в процессе воспитания. Если детей во всем ограничивать, то не стоит удивляться проявлению их агрессивности.
Переутомление. Из-за или отдыха часто случаются нервные срывы и проявления враждебности ко всему.
Раздражающие факторы. Одна из причин агрессии – чувство несправедливости и неудовлетворенности от случившегося. Каждый человек индивидуален, поэтому обида, оскорбление и унижение у некоторых вызывают ответную реакцию в виде безудержного гнева.

Материальные трудности. Невозможность удовлетворить свои естественные потребности – частая причина агрессивного поведения. Если при этом еще и сравнивать себя с другими, более обеспеченными людьми, враждебного настроя не избежать!
Алкогольная или наркотическая зависимости. Люди из этой категории проявляют агрессию довольно часто, при этом их поведение неконтролируемо. тоже негативно сказывается на поведении.
Несправедливость. Представьте, что вы являетесь участником марафона или спринтерского забега. Однако ваши ноги закованы в кандалы. Обнаружив трудность, ваш гнев будет накапливаться, ведь вы изменить ничего не можете. Неудивительно, что миллионы людей испытывают подобные чувства, когда из-за расовой принадлежности их унижают, оскорбляют и обделяют.

Виды агрессии

В зависимости от причины агрессия проявляется в разных формах:

Физическая. Она проявляется непосредственном причинении телесного вреда другому человеку.
Словесная. Распространение слухов и сплетен относится к косвенной агрессии. Бывает и прямая, когда человек оскорбляет и унижает собеседника.
Направленная или случайная.
Аутоагрессия – отрицательное отношение и даже причинение боли саму себе. Внешняя агрессия направлена на других.
Обоснованная и необоснованная.
Инструментальная используется целенаправленно для достижения цели, а у враждебной итог – гнев.
Защитная агрессия – следствие подобного поведения, а провоцирующая – первая атака.

Помощь при агрессии

В помощи нуждаются и сами агрессоры, и их жертвы. Одним нужно учиться сдерживать эмоции и контролировать гнев, а другим освоить необходимые методы защиты.

Помощь агрессорам:

Воспитание – ключевой момент в данном вопросе. Родителям рекомендуется запомнить главное правило: то, что они вложат в детей, такими они и вырастут. Если не прикладывать никаких усилий в воспитании малыша, то результат будет лишь отрицательным. Поэтому заботливым мамам и папам стоит освоить новый метод обучения – сочувствие. Рассказывайте ребенку о чувствах других людей, как его поведение отражается на других, анализируйте поступки малыша и его ровесников. Такие размышления в спокойной обстановке поспособствуют устранению агрессии и негатива по отношению к окружающим его людям.

Если агрессор – взрослый человек, то без помощи психолога не обойтись. В некоторых случаях требуется даже медикаментозное лечение.

Помощь жертвам агрессии:

Жертвам агрессии нужно составить собственную концепцию поведения с людьми, склонными к проявлению неудержимого гнева. Главное – понять их цель. Агрессор обычно стремится вывести вас из себя, почувствовать . Если вы сорветесь или расплачетесь, цель будет достигнута. Поэтому избегайте следующих моделей поведения:

Гнев. Ответная реакция у агрессора еще в большей степени вызывает бурю чувств и эмоций, что может даже привести к физическому насилию.

Месть. Это качество не поможет успокоить агрессора, да и вы при этом не будете испытывать удовлетворения.
. Иногда лучше сразу прекратить спор и даже уйти от агрессора. Избегайте тех, кто склонен к таким качествам. Если это близкий вам человек, стремитесь прекратить ссору еще до начала ее проявления.

Учитесь подбирать момент для разговора. Если вы расскажете спутнику жизни о проблеме и своих чувствах в спокойной обстановке, это побудит его к изменению. При этом говорите кротко, но твердо, смотря в глаза собеседнику. Не забывайте о чувстве собственного достоинства! Если разговоры не помогают, воспользуйтесь помощью профессионала.

Тест на агрессию

Изменить агрессора нереально, если он сам этого не захочет. Поэтому каждому из нас следует задать себе такие вопросы:

— Часто ли я , супругом и друзьями?

— Раздражаюсь ли я, находясь в пробке или в длинной очереди в магазине? Могу ли я себя сдержать?

— Легко ли я засыпаю или перед сном меня мучают мысли о неприятностях прошедшего дня?

— Испытываю ли я стыд после нервного срыва?

— Легко ли я или у меня есть склонность к затаиванию злобы?

— Часто ли я теряю контроль над собой и своими эмоциями?

Если в перечисленных областях у вас есть проблемы, это еще не говорит о наличии агрессии. Однако данные сферы жизни указывают на вашу склонность к проявлению неудержимого гнева. Зная свои недостатки, вам стоит приступить к их исправлению и развитию тех , которые помогут быть вам достойным человеком!

3 февраля 2014, 13:03