Как мотивировать ребенка на занятия спортом советы. Ребенок и спорт

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 151

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Мотивация детей к занятиям спортом

Разработал: педагог дополнительного образования

Бубенцов Юрий Александрович

Санкт-Петербург

2017

Пре6дназначена для педагогов и воспитанников занимающихся в спортивных объединениях дополнительного образования.

Пояснительная записка

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь
. ( Китайская пословица)

В последние годы вошла в моду идея здорового образа жизни. Существует специальная гимнастика для новорождённых, комплекс развивающих занятий в бассейне… Что уж говорить о детях постарше - для них представлен весь спектр спортивных занятий. При этом нередко приходится слышать жалобы родителей на ребёнка, который отказывается заниматься спортом. Чаще всего родители сами виноваты, делая выбор за малыша, исходя из своих соображений. Мальчик должен уметь постоять за себя, значит, должен посещать секцию рукопашного боя или каких-либо восточных единоборств. А что, если мальчик хочет заниматься бальными танцами? И здесь существенное значение имеет желание самого ребёнка заниматься спортом, его мотивация. Мотивы занятия спортом могут быть различны. Прежде всего, необходимо понять, для чего понадобятся занятия спортом: просто для здоровья, для занятости и разнообразия или спорт может стать профессиональным полем деятельности для вашего ребёнка.

Цель: Понять, что такое мотивация, и какую роль она играет в занятиях спортом.

Задачи: используя мотивацию решить развивающие, обучающие и воспитательные задачи, становления гармонично развитой личности и успешного спортсмена.

Мотив - движущая сила человеческого поведения, его деятельности.

Мотивация - побуждение к ; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением , определяющий его направленность, организованность, и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Внешняя мотивация - мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жёсткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами. На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема низкой психологической мотивации российских спортсменов, о чём можно судить по результатам спортивной деятельности наших команд в некоторых видах спорта, таких как футбол, хоккей и другие.

Среди основных мотивов занятия спортом выделяют следующие (по Е.П. Ильину):

    Стремление к самосовершенствованию

А) Укрепление здоровья

Б) Улучшение телосложения

В) Развитие физических и волевых качеств

2) Стремление к самовыражению и самоутверждению

А) Желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена

Б) Стремление к общественному признанию

В) Желание защищать честь команды, города, страны

Г) Желание быть привлекательным для противоположного пола

3) Социальные установки

А) Мода на спорт

В) Желание поддержать друга («за компанию»)

Г) Желание быть готовым к труду и армии

4) Удовлетворение духовных потребностей

А) Желание чувствовать себя членом спортивной команды

Б) Желание получать новые впечатления от поездок по городам и странам

В) Желание общаться со сверстниками

Основной психологической чертой мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является чувство удовлетворения, вызываемое занятиями данным видом спорта и неотделимое от самой спортивной деятельности. Вместе с этим, мотивы имеют сложный по своей структуре характер и могут быть подразделены следующим образом.

Непосредственные мотивы спортивной деятельности:

1) Испытываемое спортсменом своеобразное чувство удовлетворения от проявления мышечной активности;

2) эстетическое наслаждение красотой, точностью, ловкостью своих движений;

3) стремление проявить себя смелым и решительным при выполнении трудных и опасных упражнений;

4) удовлетворение, вызываемое участием в соревновании, являющемся важнейшей и обязательной стороной спорта;

5) стремление добиться рекордных результатов, доказать своё спортивное мастерство, добиться победы, как бы трудна она ни была и др.

Опосредованные мотивы спортивной деятельности:

1) Стремление стать сильным, крепким, здоровым ("занимаюсь спортом, потому что он укрепляет здоровье и делает человека бодрым и энергичным");

2) стремление через спорт подготовить себя к практической деятельности ("занимаюсь спортом, так как хочу быть более сильным физически");

3) осознание общественной важности спортивной деятельности ("хочу завоёвывать мировые рекорды, защищать спортивное знамя своей страны").

Мотивы спортивной деятельности не только многообразны, они отличаются динамическим характером, закономерно сменяя друг друга в процессе длительных занятий спортом. А. Ц. Пуни на основании специального исследования мотивов спортивной деятельности установил следующую динамику развития мотивов, побуждающих заниматься спортом.

Начальная стадия занятия спортом. В этот период имеют место первые попытки включиться в спортивную деятельность. Мотивы, побуждающие к этому, характеризуются:

а) диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают заниматься обычно не одним, а несколькими видами спорта, причём часто совсем не теми, в которых они в дальнейшем могут показать своё спортивное мастерство);

б) непосредственностью ("занимаюсь, потому что люблю физкультуру");

в) связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта ("живу в Феодоссии, как же я мог не плавать?"; "с малых лет ходил на лыжах, т.к. жил на Урале)

г) нередко включают в себя элементы долженствования ("надо было посещать уроки физической культуры").

Стадия специализации в избранном виде спорта .

а) Пробуждение и развитие специального интереса к определённому виду спорта;

б) проявление способностей к этому виду спорта и стремление к их развитию;

в) эмоционально насыщенное переживание спортивного успеха и стремление к его закреплению;

г) расширение специальных знаний, совершенствование спортивной техники приобретение боле высокой степени тренированности.

Эти новые по своему качеству мотивы характеризуются рядом особенностей. Они связываются со спортивной специализацией (спортсмен становится гимнастом, боксёром, лыжником, пловцом и т.п.) и с приобретением спортивной квалификации 3-го, 2-го, 1-го разрядов. Вместе с тем, мотивы становятся более опосредованными, переносятся с самой спортивной деятельности на её результат, выражаются в стремлении к определённому спортивному успеху, рекорду.

Стадия спортивного мастерства. На этой стадии мотивами спортивной деятельности являются:

а) Стремление поддержать своё спортивное мастерство на высоком уровне и добиться ещё больших успехов в спортивной борьбе, которая делается всё более острой и трудной;

б) стремление служить своими спортивными достижениями как примером для подражания молодым спортсменам;

в) стремление содействовать развитию данного вида спорта, обогащению и совершенствованию его техники и тактики, потребность передать свой опыт молодым спортсменам.

Мотивы спортивной деятельности на этой стадии характеризуются ярко выраженной социальной направленностью.

Мотивация в спортивной деятельности выполняет следующие функции:

является пусковым механизмом деятельности;

поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности:

регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

Поэтому оптимальный уровень мотивации к занятиям спортом необходимо поддерживать и своевременно повышать.

Тренерам чаще всего приходится работать с детьми, у которых уже сформирована мотивация к занятиям спортом и достижению успеха. Т.е. дети пришли в спортивную секцию с уже имеющимися, пусть и различными мотивами. Задача тренера и родителей – сохранить и повысить имеющийся уровень мотивации. Например, у мальчика, родители которого (особенно отец) всегда ставили перед ним чёткие и легко достижимые цели и оказывали ему при этом помощь, скорее всего, будет низкий уровень мотивации к достижению успеха, т.к. личная потребность ребёнка в этом не актуализируется. У ребенка, которого никогда не хвалили и не поощряли за достигнутый успех, также будут низкие потребности в достижении. С другой стороны, если родители ставили перед ребёнком трудные, но достижимые задачи и предоставляли ему самому добиваться успеха, а затем хвалили, - скорее всего, будет сформирована высокая потребность в достижении успеха, которая положительно отразится на его отношении к занятиям спортом. Родители ребёнка, обладающего высоким уровнем мотивации в достижении, должны вести себя иначе, чем с ребёнком, у которого низкая потребность в достижении успеха. В последнем случае ребёнка необходимо перевоспитывать, поощрять за успех, поддерживать эмоционально и показать ему, что высокого результата можно добиться собственными усилиями без помощи посторонних. С ребёнком, у которого благодаря ранним достижениям и самостоятельности, сформировался целеустремлённый характер, следует работать по-другому. Иногда ему надо оказать поддержку после проигрыша или помочь снять опасения и тревогу в ситуациях, когда он может потерпеть неудачу.

Работа по повышению мотивации должна проводиться непрерывно. Также можно выделить набор необходимых действий по повышению мотивации, которые должны осуществляться либо тренером, либо спортивным психологом в команде для достижения наилучшего эффекта.

В самом начале работы тренера с командой необходимо выявить мотивацию каждого из спортсменов. Особенно в детской спортивной команде первоначальная мотивация всех спортсменов может быть различной, могут не совпадать цели, могут быть разные амбиции и тяга к победам. В ситуации разной мотивации очень сложно организовать команды и заставить её двигаться синхронно к единой цели. Именно для этого тренер совместно с психологом должны исследовать каждого члена команды. Может быть использовано: тестирование, личные беседы, наблюдение за поведением спортсмена, беседы с родителями (отношение к детской спортивной команде), беседы с другими спортсменами.

В результате тестирования тренер увидит ситуацию с мотивацией в команде и сможет выработать ряд действий, направленных на формирование необходимой мотивации каждого из спортсменов. С этого момента начнётся второй этап работы над мотивацией команды – этап формирования или корректировки мотивации.

На этом этапе тренеру необходимо сформировать или скорректировать у каждого члена команды:

    Потребности в достижении успеха

    Общекомандные цели

    Интерес к спорту и к игре

Не следует удивляться возможным изменениям в мотивации спортсмена от сезона к сезону и даже в недельном цикле. Новые события, люди и новый жизненный опыт могут повлиять на отношение спортсмена к команде, тренеру и занятиям спортом. Так что тренеру необходимо постоянно следить за состоянием мотивации спортсменов, особенно в период соревнований. Поддержание мотивации требует постоянного влияния на потребности спортсмена, корректировки целей, влияния на интерес и другие составляющие мотивационной сферы.

Выводы: Таким образом, мотивация спортсмена в значительной степени определяет уровень его специальной подготовки, которая является одной из основных составляющих его спортивных успехов. Дело в том, что сила и устойчивость мотивации во многом определяется возможностями субъекта удовлетворить себя в конкретном виде спортивной деятельности, а уровень специальных знаний, умений и навыков детерминирует возможности спортсмена. Поэтому понятно, что в спортивных достижениях мотивация играет важную роль, а знание особенностей мотивационной сферы личности спортсмена позволяет целенаправленно готовить его к достижению высоких спортивных результатов.

Список использованной литературы:

1. Общая и спортивная психология под ред. Г. Д. Бабушкина, Омск: СибГУФК, 2004-400с.

2. Попов, А.Л. Спортивная психология: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 152 с.

Как мотивировать ребенка заниматься учебой и спортом. ПРО ДЕТСКУЮ МОТИВАЦИЮ.

Вчера у Олега в автобусе случился довольно содержательный разговор на тему школы с дамой, которой мы уступили место. Дама спрашивала, хочет ли Олег в школу, и рассказывала, как там прекрасно, а сына разговор быстро утомил, и он довольно раздражённо отвечал, мол, отстаньте, ни в какую школу я не пойду, никогда, нет!

Олегу четыре с половиной года, и в нашей семье ещё нет никаких разговоров о школе, отчего сын имеет смутное представление о том, что это такое. Но посторонние люди дают Олегу больше его реальных лет и первым делом при встрече с ним заводят школьные разговоры. Сын заподозрил, что тут что‑то не так, и убеждён, что в школу он не хочет.

На Монтессори‑фестивале я посетила лекцию Людмилы Петрановской, называлась она «Ленивые родители – шанс ребёнка». Говорили мы о сниженной мотивации современных детей и о родителях гипермотивированных развивать ребёнка в уверенности, что после трёх уже будет поздно.

Современная тенденция такова: дети не успевают сформировать собственную мотивацию, потому что желания родителей опережают естественные желания ребёнка. Он ещё не успел захотеть, а за него уже захотели. Так происходит со многими аспектами развития – даже хождение родители форсируют, а что уж говорить о чтении. Ребёнок же непременно должен в три года читать, иначе неучем вырастет, ага.

Людмила рассказала нам про тест на мотивацию. Проверьте и вы себя.

Представьте ситуацию. Вы с ребёнком пришли на прием психологу, психолог отвела вас в игровую комнату, полную пособий и развивающих материалов, и попросила подождать её 20 минут – появилось срочное дело. Вам разрешили трогать всё, что хотите, и занимать себя по собственному усмотрению.

Психолог уходит, и вот тут есть четыре стратегии в поведении мамы и ребёнка:

1. «Сядь на стул и ничего не трогай!» – говорит мама, и ребёнок садится и двадцать минут ничего не трогает.

2. «Посмотри, сколько тут всего интересного! – восклицает мама, – давай будем заниматься!» И мама начинает предлагать ребёнку материалы один за другим.

3. Мама достаёт из сумочки журнал, погружается в него, а ребёнок ходит по комнате, выбирает себе занятия, чем‑то занимается.

4. Мама вскакивает со стула, начинает с интересом и, кажется, забыв про ребёнка, рассматривать все пособия и игрушки, играть в них.

Узнали себя в каком‑нибудь из образов?

А что же с мотивацией? Самый низкий уровень мотивации показывали те дети, которые покорно сидели и ничего не трогали. Почти столь же низкий уровень был у тех (внимание!), где мама предлагала ребёнку позаниматься вместе. Довольно высокий уровень в том случае, где мама занялась своими делами, а ребёнок был предоставлен сам себе. И самую высокую мотивацию показывали дети, где мама сама с большим интересом занималась с игрушками.

Вот ведь какая штука – мы можем изо всех сил вкладывать усилия в развитие своих детей и вполне возможно достигнем успеха в этом, по крайней мере, будет, чем прихвастнуть перед другими родителями. Но мы заберём у детей главное – естественное желание познавать мир. И желание учиться в школе никогда не появится у ребёнка, если мы уже в три года начнем хотеть в школу за него.
Как мотивировать ребенка заниматься учебой и спортом
Ну и что же совсем ничего не делать теперь?

Всё, что мы можем сделать полезного для своих детей, – это показать им интерес к жизни на личном примере. Хотим, чтобы ребёнок читал – нужно отложить в сторону гаджет и взять в руки книгу. Хотим, чтобы занимался спортом – нужно встать с дивана. Хотим, чтобы был вежливым – быть вежливым. Хотим, чтобы любил искусство – любить искусство. При этом важно не путать свою любовь к искусству с желанием привить эту любовь ребёнку. Любовь вообще нельзя привить, любовью можно заразить, вдохновить.

Я верю в силу родительского примера. И верю, что если родитель непрестанно развивается, если у него горят глаза, а в них жажда жизни, то у ребёнка не будет проблем с мотивацией. Вот над чем родителям стоит поработать – так это над своим развитием.

Подростковый эгоцентризм

Д. Элкинд в своих работах проанализировал так называемый «подростковый эгоцентризм», который характерен для людей в подростковом периоде (от 11–12 до 16–17 лет). «Этот эгоцентризм проявляется в неспособности отличать временное и постоянное (мелкая неудача представляется подростку трагической и непоправимой), субъективное и объективное (постоянное ощущение себя в центре внимания других людей), уникальное и универсальное (все чувства воспринимаются как несвойственные другим людям). Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой »подростковой« общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок»

Подростковый эгоцентризм - это неспособность отличить:
— временное от постоянного;
— субъективное от объективного;
— уникальное от универсального.
Думается, поэтому даже мелкие неудачи представляются подросткам трагическими и непоправимыми; поэтому они постоянно ощущают себя в центре внимания других людей; поэтому все чувства воспринимаются как свойственные только им и - не свойственные другим людям

Как мотивировать ребенка заниматься учебой и спортом
…и последствия,
которые проявляются в таких особенностях характера и поведения, как:
сосредоточенность на себе
неуверенность и растерянность
сомненье и скепсис
дух противоречия
чувство одиночество и тяга к себе подобным
уникальность и бесшабашность
максимализм.

…Вместе со взрывом гормонов начинается «ужасное дело» - подростковый эгоцентризм.
Почему - ужасное? Потому что как раз он и становится поводом и причиной наших стычек и столкновений с детьми. Мало того.

Он заставляет вчерашних милых и покладистых деток воспринимать окружающий мир лишь сквозь дымовую завесу своего, персонального, личного неповторимого «эго» («Я»).
Сразу (вам в утешение) можем сказать вывод психологов: подростки все же уже способны воспринимать вещи с точки зрения других людей и совершать поступки, которые либо одобряются большинством, либо поддерживают социальный порядок… По мере развития мышления наше поведение становится менее эгоистичным и более гуманным.

Но происходит это не сразу - сначала человеку необходимо разобраться в себе.

Сегодня детей гораздо легче заинтересовать компьютером, современными гаджетами, телевидением, нежели . Но любой адекватный взрослый понимает, что для полноценного развития ребенка важна и физическая составляющая. Следует присмотреться к ребенку. Например, если сын смотрит новости велоспорта, не отрываясь от экрана, можно смело вести его в спортивную секцию велосипедистов .

Главные правила в спортивном воспитании детей

    Что важно знать?
  1. Практически все родители либо вовсе не интересуются развитием ребенка вне школьного образования, либо стремятся уберечь детишек от чрезмерных нагрузок, а также и прочих возможных неприятных ситуаций. Данный подход в корне неверен, как показывает практика, дети, занимающиеся регулярными спортивными упражнениями, гораздо здоровее, выносливее и дисциплинированнее незанятых сверстников.
  2. Никто не способен получать удовольствие от дела, к которому, что называется, «не лежит душа». Важно помнить об этом и при выборе спортивного направления для ребенка. Если четкие детские предпочтения не прослеживаются, нужно пробовать. Не нравятся танцы , то тогда вперед – на коньки . Не нравятся коньки? Можно попробовать плавание . Спустя некоторое время у ребенка загорятся глаза на то занятие, которое ему действительно нравится.
  3. Начинать с нуля сложно не только взрослым, но и детишкам. Если ребенок проиграл в первом соревновании, либо не сумел сделать что-то с первого раза, вполне естественно, что энтузиазма у него несколько поубавится. Здесь важна поддержка. Нужно объяснить, что не всегда все удается сразу, это не повод для расстройств, это повод развиваться и идти дальше.

При соблюдении вышеперечисленных правил шансы на успешное развитие ребенка в области спорта значительно возрастают.

Также не стоит забывать о том, что необходимо относиться к любым занятиям ребенка с интересом, поощрять и хвалить его. В таком случае он вырастет гармоничным и целеустремленным человеком, человеком, который верит в свои силы и полон благодарности к родителям.


О пользе физкультуры и спорта не писал только ленивый. Не будем лениться и мы. Спорт – это движение, а движение – это жизнь. Ни одна таблетка не может заменить физические упражнения, зато физические упражнения могут заменить множество таблеток. К людям, занимающимся физкультурой и спортом, старость долго не приходит, болезненная старость – удел ленивых и маломобильных людей.

Это – лишь малая часть того, что может мотивировать взрослого человека на занятия спортом. С детьми несколько иначе. Мы, взрослые, понимаем, что занятия спортом для ребенка также необходимы, как грамота и умение считать в столбик. Спорт развивает детей физически, помогает предотвратить развитие многих заболеваний и выпускает ребенка во взрослую жизнь здоровым, крепким человеком.

Занятия спортом закаляют характер, воспитывают такие качества как целеустремленность, психологическая стойкость, стрессоустойчивость, командный дух и воля к победе. А эти качества особенно значимы в современном мире, требующем максимальной концентрации и самоотдачи.

Зная все это, взрослые стараются отдать свое чадо в спортивную секцию. И поначалу ребенок обычно с удовольствием посещает тренировки. А спустя некоторое время категорически отказывается туда ходить. Обычно отказ от занятий спортом происходит в течение первых шести месяцев занятий. Причина – в недостаточной мотивации ребенка.

Не получив нужных установок, ребенок, сталкиваясь с трудностями (а спорт – всегда трудно), не готов их преодолевать, а потому идет по пути наименьшего сопротивления, оставляет все трудности, а заодно возможность вырасти здоровым, гармонично развитым человеком. Что делать? Мотивировать свое чадо к занятиям спортом.

Научный подход

Психологи выявили четыре основных побудительных мотива к занятиям спортом у детей: общение в коллективе, отношение к тренеру, собственно занятия спортом, и внетренировочная деятельность.

Для детей в любом возрасте крайне важно общение и позитивное отношение коллектива к нему. Если в спортивной секции ребенок быстро подружится с ровесниками, найдет близких ему по духу ребят, то с большой долей вероятности можно предсказать, что ребенок надолго задержится в спортивной секции. Психологический климат в коллективе также очень важен. Там, где царят уважительные отношение, поддержка, отсутствуют насмешки над слабыми, дети достигают больших результатов.

Важным является отношение к тренеру. Для ребенка тренер – это олицетворение родителя в спортивном зале. И если тренер вызывает глубокое уважение, его ребенок с удовольствием слушается, подчиняется, то это хороший побудительный мотив. И, наоборот, чересчур жесткий тренер, не знакомый с особенностями детской психологии, старающийся добиться результатов любым способом, может убить в ребенке желание заниматься спортом. Иногда – на всю жизнь закроет дорогу в любой спортзал.

Разумеется, ребенку должен нравиться тот вид спорта, которым он занимается. Хотя, есть исключения, когда нелюбимый вид спорта заменяется другим – и ребенок достигает больших результатов. Нередки случаи, когда, например, малоизвестный бесперспективный хоккеист становился успешным фигуристом. Или атлет – многоборцем.

Вообще вся деятельность, связанная с занятием спортом, должна вызывать у ребенка положительные эмоции. Поездки на соревнования, экскурсии, участие в мероприятиях, например, на городских праздниках с показательными выступлениями – все это помогает удерживать в спортивных секциях многих ребят.

Все, что нужно знать о спорте

Мотивировать к занятиям нужно с раннего возраста, рассказывать, какую пользу приносит людям спорт, учить на чужих положительных и отрицательных примерах: «Вот дядя Коля занимается спортом, поэтому он такой сильный. А дядя Вася водку пил, поэтому он уже умер».

Нужно не только рассказывать, но и показывать, смотреть по телевизору и ходить на спортивные соревнования, даже самого мелкого уровня. Хорош в этом смысле даже дворовый футбол – мальчик будет видеть, какие сильные эмоции кипят на поле, и будет стремиться их испытать в будущем.

Доброе слово и кошке приятно

Когда ребенка уже отдали в спортивную секцию, обязательно интересуйтесь его успехами. Все получается – не бойтесь перехвалить! Восхищайтесь им и рассказывайте всем окружающим, какой выдающийся спортсмен растет у вас дома. Зная о своей спортивной «славе», ребенку будет неловко бросать спорт.

Не получается – поддержите добрым словом. Расскажите, что «Москва не сразу строилась» и «терпение и труд все перетрут». Нужно объяснять чаду, что только с помощью труда можно добиться результатов, а значит, нужно не жалеть себя на тренировках.

Участие в соревнованиях – важная часть занятий спортом. Без них не только невозможно оценить свои результаты, но и вырасти настоящим спортсменом. Нужно подготовить ребенка к тому, что на соревнованиях нужно выкладываться по максимуму, стараться победить. И заодно подготовить к тому, что проигрыш – далеко не всегда показатель никчемности. Эту тонкую грань между стремлением к победе и вероятностью поражения нужно очень точно чувствовать и готовить к ней ребенка, чтобы первое поражение на соревнованиях не стало причиной полного отказа от дальнейших занятий спортом.

Все занятия нужно эмоционально окрашивать, чтобы все, что связано со спортом, даже поражения на соревнованиях, сопровождались положительными эмоциями. Проиграл на соревнованиях – необходимо больше и лучше заниматься. Это не повод для того, чтобы раскисать. Все известные спортсмены, даже олимпийские чемпионы, иногда проигрывают!

Личный пример

Вообще в деле воспитания детей самое главное – личный пример. Если вы отрастили брюхо и пролеживаете на диване, то будет трудно объяснить ребенку, зачем ему спорт. Ведь лично вам он не нужен – ребенок любит вас таким. Снимайтесь с якоря – дивана, и отправляйтесь в спортивный зал, во двор, на спортплощадку, в бассейн или даже в парк на пешую прогулку. Это поможет мотивировать ребенка заняться спортом больше, чем все правильные разговоры.

Если вы занимаетесь спортом, то ваш личный пример наверняка вдохновит ваше чадо на занятия спортом, даже если вы и не достигли серьезных результатов на этом поприще.

Позвольте ребенку самому выбрать, каким спортом заниматься. Усердная работа и прилежание – это хорошо, но прежде всего дети должны получать удовольствие от того, чем занимаются. Поговорите с ребенком о ваших и его ожиданиях, расскажите, что ничего невозможного нет. Продумайте, как совмещать школу и хобби.

Перед началом нового сезона, убедитесь, что ваши ожидания соответствуют действительности, и что у вашего ребенка останется достаточно времени на отдых.

Приобретите качественную экипировку для занятий спортом: одежду, обувь, необходимые аксессуары. Комфорт и безопасность должны служить основным критерием при выборе. К тому же, правильно подобранная экипировка убережет от переутомления и травм. Уделите внимание дизайну. Красивые вещи становятся любимыми, а это повышает настроение и мотивацию даже у взрослых, что уж говорить про детей.

Вполне нормально ожидать, что ребенок-спортсмен будет прилагать все усилия для достижения высоких результатов в своем виде спорта. Вы как родитель вкладываете в это свое время и деньги. Но не стоит уделять слишком много внимания конечному результату. Посмотрите на ситуацию в целом – какого прогресса достигли ваш сын или дочь с начала года, сезона. Если вдруг вы решили бросить секцию, сначала подумайте, чего ребенок достиг по сравнению с первыми занятиями. Не стоит недооценивать даже маленькие успехи!

Будьте рядом, подбадривайте ребенка. Особенно во время соревнований. Интересуйтесь тем, чем занимается ваш маленький спортсмен. Покажите, что вы верите в него, но и не перегибайте палку. Будьте хорошим примером для других детей и родителей, которым сложно контролировать свои эмоции. Учите, что нужно радоваться не только своим успехам, но и успехам других, и принимать поражение без зависти, обид и упреков.

Не забывайте спрашивать ребенка после тренировки или соревнования, понравилось ли ему, доволен ли он. Если у него нет желания об этом говорить или он устал, не настаивайте, отнеситесь к его желанию с уважением. Попробуйте поговорить об этом позже, подобрав более удачный момент.

Будьте честны, но при этом позитивны. Когда вы высказываете свое мнение об успехах ребенка, старайтесь оперировать фактами. Например, можете сказать: « Я видел, что ты упустил мяч, такое бывает. Уверен, в следующий раз у тебя всё получится!» Или: «У тебя уже очень хорошо получается плавать брассом, вскоре освоишь и кроль». Не драматизируйте, и если вдруг случилась неудача, то любовь, терпение и поддержка будут самыми верными помощниками. Обращайте внимание на то, что получилось хорошо, но когда хвалите, не лукавьте, говорите правду.

Научите ребенка правильно воспринимать как свои победы, так и поражения. В результате, он научится брать на себя ответственность, анализировать свои ошибки и гордиться заслуженным успехом.

Убедитесь, что ребенок не переутомляется. Помогите ему найти и сохранить баланс между усердной работой и отдыхом.

Ни в коем случае …!

  1. Нельзя пытаться воплотить в ребенке вашу спортивную мечту!
  2. Нельзя давить на ребенка. Старайтесь не быть навязчивыми, не подвергайте ребенка стрессу, иначе вы отобьете всё желание. Не давайте ему бояться неудач – не обещайте слишком высокую награду за удачное выступление и ни в коем случае не угрожайте наказанием в случае неудачи. Ваша игра в супер-тренера или сумасшедшего фаната может развить чувство тревоги или даже страха у вашего ребенка. Оставайтесь собой, пусть рядом с вами ребенок чувствует себя как в тихой бухте. Вытащить ребенка из зоны комфорта – это задача тренера.
  3. Нельзя нервничать и кричать на вашего ребенка, его приятелей, их родителей, тренера или арбитра. Это неприемлемо!