Ход урока Организационный момент. Украшал ночную синь Серебристый апельсин, а прошла неделька только – От него осталась долька

Задание 1 (викторина)

Задания а, б и в – это игра «Четвёртый – лишний». Что в каждом случае лишнее с точки зрения астрономии? Почему?

а) Малая Медведица, Большая Медведица, Орион, Кассиопея.

Ответ : Орион, т. к. он восходит и заходит, остальные созвездия незаходящие. Или: Орион виден зимой, остальные созвездия видны в любую ясную ночь. Вариант ответа «остальные расположены близко к Полярной звезде» оценивается как правильный.

в) Луноход, марсоход, вездеход, юпитероход.

Ответ : юпитероход. Планетоходом называют колёсное или гусеничное средство передвижения по поверхности планеты. Поскольку у газового гиганта Юпитера твёрдой поверхности нет, юпитероходов не бывает.

г) В названии какой планеты спряталась нота? Укажите номер этой ноты на рисунке.

Ответ : Земля. 6.

д) День Космических войск России отмечается ежегодно 4 октября. В честь
какого события была выбрана эта дата?

Ответ : 4 октября 1957 года был запущен в космос первый искусственный
спутник Земли.

Критерии оценивания : в пунктах а, б, в за каждый правильный ответ – 1 балл , каждое правильное обоснование – 1 балл ; в пунктах г, д за полный ответ – 2 балла , частичный – 1 балл .

Максимум за задание – 10 баллов .

Задание 2 (словарик)

Что означают слова:

  • а) астероид;
  • б) галактика;
  • в) кратер?
  • а) астероид – небольшое (размером менее 500 км) космическое тело неправильной формы, обращающееся вокруг Солнца;
  • б) галактика – звёздная система, объединяющая миллиарды звёзд;
  • в) кратер – кольцеобразный след от удара метеорита на поверхности планеты или спутника. Описание не ударного, а вулканического кратера засчитывается как правильный ответ.

Критерии оценивания : по 1 баллу за правильное (хотя бы своими словами) объяснение значения каждого слова.

Максимум за задание – 3 балла .

Задание 3 (галерея)

Какие космические тела изображены на фотографиях?

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Ответы :

  1. Марс;
  2. комета;
  3. Земля.

Критерии оценивания : по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Максимум за задание – 3 балла .

Задание 4

Ответ : самый короткий день в Северном полушарии – день зимнего солнцестояния, 22 декабря. От 1 ноября до 22 декабря проходит 30 + 22 = 52 дня. От 22 декабря до 1 февраля проходит 9 + 31 = 40 дней.

Вариант решения : 21 марта и 23 сентября, в дни равноденствий, продолжительность светового дня одинакова. От 23 сентября до 1 ноября проходит 7 + 30 = 37 дней. От 1 февраля до 21 марта проходит 28 + 21 = 49 дней.

Критерии оценивания : за правильный ответ с полным обоснованием – 4 балла ; за правильный ответ без использования термина «зимнее солнцестояние» – 3 балла ; за правильный ответ с использованием дат весеннего и осеннего равноденствий – 3 балла; за правильный ответ с обоснованием без количественного расчёта – 2 балла ; за правильный ответ без обоснования – 1 балл .

Максимум за задание – 4 балла .

Задание 5

Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только –
От него осталась долька.

Астрономия 5-7 класс, школьный (первый) этап

Время выполнения – 60 мин

Задание 1 (викторина)

Задания а, б и в – это игра «Четвёртый – лишний». Что в каждом случае лишнее с точки зрения астрономии? Почему?

а) Малая Медведица, Большая Медведица, Орион, Кассиопея.

б) Лев, Телец, Козерог, Дракон.

в) Чёрное море, Белое море, Восточное море, Северное море.

г) В названии какой планеты спряталась греческая буква? Напишите эту букву.

д) День Космических войск России отмечается ежегодно 4 октября. В честь какого события была выбрана эта дата?

Задание 2 (словарик)

Что означают слова:

    а) астрономическая единица;

    б) галактика;

    в) метеор?

Задание 3 (галерея)

Какие космические тела изображены на фотографиях?

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Задание 4

Найдите астрономические ошибки в картине советского художника Андрея Соколова «Луна. Следы космонавтов в лунной пыли».

Картина Андрея Соколова «Луна. Следы космонавтов в лунной пыли»

Задание 5

Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только –
От него осталась долька.

Какое небесное тело описано в загадке? Объясните происходящие с ним перемены. Сделайте поясняющий рисунок.

Задание 6

Разгадай кроссворд. Что означает слово, полученное в выделенном столбце?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

    Древнегреческий философ, который предполагал, что в центре расположена Земля, вокруг которой вращаются семь небесных сфер.

    Прибор, с помощью которого можно наблюдать за небесными телами.

    Древнегреческий астроном, разработавший свою систему мира, которая господствовала в науке 13 веков.

    Математик, первым выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму шара.

    То, вокруг чего вращаются все планеты.

    Спутник Земли.

    Третья планета Солнечной системы.

    Итальянский учёный 16 века по имени Джордано.

    Великий польский астроном, который сделал вывод о том, что Земля вращается вокруг Солнца.

    Космическое пространство и всё, что его заполняет.

Надо мною апельсин

Ночью ясною висит.
Да ведь это же она!-
Апельсинная…(Луна)

Ночью выгляни с балкона,

В небе - долечка лимона,
И красива и ярка...
Но надкушена слегка…(Луна)

Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно очень мне одной,
А зовут меня…(Луна)

Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделя только —
От него осталась долька…(Луна)

Леденцом висит она.
Звёздами окружена,
В тёмном небе, всем видна,
Эта круглая…(Луна)

Два названия имеет,
Ночью светит, но не греет.
Проведёт всю ночь без сна,
В небе яркая…(Луна)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки…(Луна)

Жёлтое Лукошко
Видно из окошка…(Луна)

Ломтиком вкусного сыра
Кажется в небе она,
Ночью для целого мира
Светит красиво…(Луна)

Спутница Земли, планета
Круглолика и бледна
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного…(Луна)

Красно солнце закатилось
Ночь была б совсем темна
Если б в небе не светилась
Светлоликая…(Луна)

В голубой станице
Девицы круглолица.
Ночью ей не спится —
В зеркало глядится…(Луна)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…(Луна)

Бродит по небу девица,
Среброброва, круглолица
И вздыхает: «Ночь темна!»
Эта девица…(Луна)

Пасётся в небе жёлтая Коза.

Козу видать во все глаза…(Луна)

На небе белеет,

Светит, но не греет…(Луна)

«Прошлое» - Нелегкое путешествие. Науки -помощницы. Но находки надо заставить заговорить. Загляните в раскоп.. Тогда на помощь приходят археологи, нумизматики, этнографы…. Наша древняя столица. Сколько интересного и полезного мы узнаем, перебирая старинные вещи! Наше далекое прошлое. Продолжи отвечать на вопросы.

«День науки» - Индивидуальные учебные проекты. Электронно-дидактические пособия. Литература Окружающий мир Внеклассная работа Всего 25 проектов! Сетевые игры и олимпиады. Городские предметные олимпиады. Технология Химия Физика Социология. Биология. Начальная школа. Особая благодарность педагогам! Химия. Коллективные учебные проекты:

«Как человек познает мир» - Суждения, умозаключения Формулирует вопросы, выводы, теории. Искусство. Почему? Познай самого себя. Я- реальное. Наука. Наметьте линии сравнения в сравнительную таблицу. Познать себя непросто. Завышенная самооценка. Как человек узнает сам о себе? -От других людей -Самооценка. Зачем? Я- идеальное (Приятно себя видеть).

«Чувственное познание окружающего мира» - Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Например, мы ощущаем запах цветка, вкус ягод, тепло или холод. Возможности чувственного познания ограничены. Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения. Чувственное познание окружающего мира. Например: Желтый, овальный, кислый, сочный, ароматный – Зеленая, колючая, пахнет смолой -.

«Человек и мир» - Что означает для вас красота окружающего мира? “Живет повсюду красота”- Юрий Антонов. Чтение текста: «Искусство видеть мир» Константин Паустовский. Почему любой человек в мире не одинок? Беседа: Почему умение видеть мир искусство? Круг радости. Что одухотворяет окружающий мир? Какой образ окружающего мира создает автор?

«Познание окружающего мира» - Такое познание называют чувственным познанием. Какие ощущения вы испытывали, купаясь летом в реке? Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают ощущения. Из чего складывается восприятие? Представление -. Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Возможности чувственного познания ограничены.


Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только –

От него осталась долька.

(луна)


  1. Подрастал, подрастал,
Был рогатым – круглым стал.

Только круг, чудо-круг,

Стал опять рогатым вдруг.

(месяц)


  1. В голубой станице
Девица круглолица.

Ночью ей не спится –

В зеркало глядится.

(луна)

О каком космическом теле мы сегодня будем говорить?

Почему Луну мы иногда называем месяцем?

(Она бывает полная – круглая, а иногда в форме месяца)

Так что же такое Луна?

(Спутник Земли)

2. Формирование новых знаний.

Почему мы не замечаем такой большой разницы в размерах Солнца и Луны?

(Это самое близкое к Земле космическое тело. Луна во много раз меньше Солнца. Расстояние от Земли до Солнца – 150 млн км, а от Земли до Луны – 384 000 км.)

Почему Луна нам кажется светящейся? Излучает ли она собственный свет?

(Луна сама не излучает свет, но от её поверхности отражаются солнечные лучи.)

Какие движения совершает Земля? А какие - Луна?

(Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, а Луна вращается вокруг Земли и вместе с Землёй по орбите вокруг Солнца.)

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

Отличается Луна от Земли?

(Луна – огромный, холодный, твёрдый шар. Она является естественным спутником Земли, потому что движется вокруг нашей планеты. Она так же, как и Земля, получает от Солнца свет и тепло.)

Почему на Луне нет ни лесов, ни лугов?

(На Луне нет воздуха, поэтому там нет жизни.)

Посмотрите на Луну, что это за лунные горы, лунные впадины?

(В телескоп на Луне хорошо видны лунные горы, большие равнины, которые учёные называют «морями» , хотя они сухие, без воды. Лунные моря – это глубокие впадины, возникшие в результате вулканической деятельности. На Луне нет ветра, здесь всегда царит тишина.)

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

Есть ли на Луне день и ночь?

(Лунные сутки делятся на 14 земных дней и ночей. За это время дневная сторона Луны сильно нагревается, а ночная – охлаждается. Ночи во много раз холоднее, чем в самом холодном месте на Земле, до – 170гр. по Цельсию, а дни в несколько раз жарче, чем в пустыне, до + 130 С. Небо над Луной совершенно чёрное, а на этом чёрном небе ярко сверкают звёзды.)

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

Луна меньше и легче нашей планеты, поэтому сила тяжести на Луне в 7 раз меньше, чем на Земле. Взлететь с поверхности Луны легче, чем с поверхности Земли. Человек массой 60 кг на Луне будет весить 10 кг. А сколько кг вы будете весить на Луне? Посчитайте.

Почему мы видим Луну иногда светящимся кругом, а иногда серпиком?

(Из-за движения Луны вокруг Земли.)

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на странице 65.

Сравните ваши зарисовки Луны с рисунками в учебнике.

Изменения формы Луны называют фазами Луны. Но они существуют только для нас землян. На самой Луне никаких фаз нет. Солнце всегда освещает одну её половину.

Физкультминутка

«Поднимите руки класс»

А что на другой стороне Луны?

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

(В 1959 году российская автоматическая межпланетная станция «Луна-3» сфотографировала обратную сторону Луны.

Кто был первым человеком, ступившим на Луну?

(Это был американский астронавт Нил Армстронг в 1969 году.)


  1. Закрепление изученного
- Зачем человеку календарь? Что такое лунный календарь?

(Чтобы знать какой день, месяц.)

Что такое день, ночь?

(Вращение Земли вокруг своей оси.)

Что такое год, месяц, сутки?

(365 дней, 30 дней, 24 часа.)

Сколько месяцев в году? (12)

Сколько раз за год Луна меняет свои фазы?

(Каждые 28 дней. Лунные сутки – 14 земных дней и ночей.)

5. Работа по учебнику.

Прочитайте в учебнике рассказ «Хитрость Колумба» и найдите ответ на вопрос: как он обманул индейцев?

Что же произошло? В чём хитрость Колумба?

Рассмотрите схему солнечного затмения. Расскажите, как это происходит.

(Луна, обходя земной шар, оказывается на одной линии между Солнцем и Землёй. Тень от Луны падает на Землю и заслоняет Солнце.)

Рассмотрите схему лунного затмения. Объясните, как это происходит.

(Затмение Луны происходит тогда, когда Земля находится между Луной и Солнцем.)

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

«Твой проект «Косой свет»


  1. Итог урока. Рефлексия.
Отгадывание кроссворда в рабочей тетради на печатной основе.