Программа о здоровье и правильном питании. Урок здоровья «Разговор о правильном питании

Прионежский муниципальный район

Методическая разработка внеклассного мероприятия в начальной школе.

«Разговор о правильном питании»

Тема: «Праздник Здоровья »

Составили:

Ефимова Н.В., Жукова С. Н., Россиева Н, В.

Пояснительная записка

Данная образовательная деятельность о правильном питании ориентировано на детей дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) и начальной школы. Это одно из серии запланированных занятий на тему о правильном питании, здоровье и ЗОЖ.

Игровая форма занятия поможет заинтересовать детей по итоговой теме «Праздник здоровья»

Цель занятия:

Формирование позитивного отношения к полезным продуктам-дарам природы.

Задачи:

1. Расширять у детей интерес к семейным традициям, связанным с питанием и здоровьем.

2.Познакомить детей с праздничными блюдами.

Ожидаемые результаты:

Занятие направлено на формирование у детей основных представлений и навыков здорового образа жизни, умением выбирать полезные продукты и блюда.

Участники праздника:

Дети и воспитатели (педагоги);

Жюри (родители)

Оборудование:

Муляжи овощей, фруктов, ягод. Корзина с яблоками. Салаты. Медали. Сюрпризный момент от родителей. Музыкальное сопровождение.

I.Организационный момент (эмоциональный настрой на работу).

Ведущий:

Сегодня славный день, вернее праздник,

Прижился этот день давным-давно,

Он призывает правильно питаться,

Ведь кушать нам - природою дано!

Полезная еда-залог здоровья,

Порой грешим на сладости друзья,

Конфеты, шоколадки – это плохо,

Но обойтись без них, увы, нельзя!

Давайте то, что менее полезно, заменим,

Здоровой пищей из фруктов, овощей,

Чтоб становиться только здоровее,

Чтоб с каждым днем стать лучше и бодрей!

Ведущий:

Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите друг к другу в глаза и подарите улыбку. Ведь у нас сегодня Праздник Здоровья!

Сегодня вспомним: чему мы научились, что узнали, какое домашнее задание у вас было.

На празднике у нас присутствуют родители, они будут нашим жюри. Давайте поприветствуем их!

II. Основная часть занятия.

Дети делятся на 3-4 группы. (Путем деления по цвету муляжей (картинок) овощей и фруктов).

1.«Собираем урожай »

(Каждая группа получает задание. Под музыку, дети собирают плоды растений, которые растут: в саду, в огороде, лесу, поле).

Ведущий:

Сколько мы всего вырастили и собрали! Всё это самые полезные продукты питания. Дома наши мамы, бабушки делают заготовки на зиму. Будет и у нас сегодня праздник Урожая! Можно приступать к приготовлению салатов.

2.Конкурс «Угадай из чего?»

(с помощью родителей блюда готовятся заранее).

Дети, по внешнему виду, должны определить из каких продуктов (овощей, фруктов) изготовлен салат (оценка жюри).

Ведущий:

Мы все славно потрудились-вырастили замечательный урожай. Привезем домой много заготовок.

А сейчас мы с вами приготовим фруктово-овощное блюдо, а что нам для этого надо?

(ответы детей)

3.Игра-эстафета «Магазин»

Дети из большой корзины выбирают овощи, фрукты, ягоды для своих блюд.

(Жюри оценивают результат.)

4 .Следующее задание. Нарисуй плакат «Овощи и фрукты - полезные продукты».

Каждая команда рисует свой плакат.

(Жюри оценивают плакаты)

Ведущий:

Еще долго мы будем вспоминать теплое, щедрое лето, которое подарило нам такой урожай. О себе мы позаботились, надо позаботиться и о друзьях. Впереди осень, люди делают прививки (проводят вакцинацию) против гриппа. Ну, а мы приготовили подарок всем присутствующим на празднике.

(Корзина с яблоками)

Жюри подводит общий итог… Вручение медалей.

Если хочешь быть здоровым,

Не хандрить и не болеть,

Все проблемы эти в жизни,

Можно с честью одолеть!

Вкусной, правильной едою,

Что энергиею несет,

Она дарит нам здоровье,

Силу, бодрость придает!

Так давайте впредь, ребята,

С такой пищею дружить,

И тогда проблемы в жизни,

Будет проще пережить!

А сейчас мы приглашаем вас за наш праздничный стол!

(на столах лежат, приготовленные дома родителями вместе с детьми, праздничные блюда, полезные для детей. Например, запеченные яблоки, яблоки, фаршированные изюмом; фруктовый салат и др.)

Наши родители приготовили для вас праздничный сюрприз.

Всем приятного аппетита! Будьте здоровы!

I. Пояснительная записка.

Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Примерной программы по окружающему миру» (М.: «Просвещение», 2010), «Программы по окружающему миру» Плешакова А. А. (М.: «Просвещение», 2011), «Программы по окружающему миру» Плешакова А. А. (М.: «Просвещение», 2011), «Примерной программы по технологии» стандарты второго поколения (М.: «Просвещение», 2010).
В соответствии с «Программой о правильном питании»: в 1-4 классах на изучении курса отводится по 7 часов в год в каждом классе на уроках «Окружающий мир», в 5 - 6 классе по 7 часов в год в каждом классе на уроках «Технология», которые проводятся за счёт структурирования учебного материала программ «Окружающий мир» и «Технология»

Цель программы – формирование основ культуры питания, как части общей культуры здоровья.

Задачи:

  • развитие представлений о правильном питании
  • формирование полезных навыков и привычек
  • формирование ответственного отношения к своему здоровью
  • формирование представлений о народных традициях, связанных с питанием
  • просвещение родителей в вопросах рационального питания для детей

Данная программа представляет детям широкую панораму правильного и здорового питания как компонент сохранения здоровья и долголетия. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: химии, биологии, технологии и других дисциплин. В рамках же данной программы, благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний, могут быть успешно и в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника и школьника 5- 6-го классов решены задачи:

  • осознание важности образования и воспитания правильного питания,
  • формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, программа вводит в процесс ценностного отношения к своему здоровью, а именно здоровому питанию ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Программа «Разговор о правильном питании» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к здоровью, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение программы состоит также в том, что в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке; о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их; учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Существенная особенность программы состоит в том, что в ней заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Программа использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения и литературы, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

II. Общая характеристика программы

Обучение школьников по программе строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды; в соответствии с использованием форм и методов обучения психологических особенностей детей 1-6 классов.

Программа включает в себя три содержательных части:

Часть 1. «Разговор о правильном питании»
Часть 2. «Две недели в лагере здоровья»
Часть 3. «Формула правильного питания»

УМК программы «Разговор о правильном питании » включает:

Рабочие тетради (3) для учащихся:

«Разговор о правильном питании» для детей 6-8 лет (1 и 2 класс по 7 занятий)
«Две недели в лагере здоровья» для детей 10-11 лет (3 и 4 класс по 7 занятий)
«Формула правильного питания» для детей 12-13 лет (5 и 6 класс по 7 занятий)
Методические пособия для педагогов (3)
Буклеты для родителей
Плакаты
Сборник конкурсных материалов (конспекты занятий, конкурсов, праздников, викторин, соревнований, тематическое планирование).

Часть 1 «Разговор о правильном питании» предназначен для детей 1-2 классов.

Целью данного курса является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Здесь учитываются и традиции питания, а также предполагается активное вовлечение родителей в процесс обучения.

Часть 2 «Две недели в лагере здоровья» предназначен для детей 3-4 классов.

Целью данного курса является формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
В процессе обучения учащиеся:

Познакомятся:

с народными традициями, связанными с питанием и здоровьем;
с правилами питания, направленными на сохранение и укрепление здоровья;
с правилами этикета, связанных с питанием, осознанием того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Овладеют:

навыками правильного питания как составной частью здорового питания.

Часть 3 «Формула правильного питания» для детей 5-6-х классов.

В данной части реализуются следующие воспитательные и образовательные задачи:

  • Развиваются представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
  • Расширяются знания подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила.
  • Развиваются навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни.
  • Развиваются представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
  • Развиваются представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.
  • Пробуждается у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, к истории и традициям своего народа, формируются чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
  • Развиваются творческие способности, кругозор подростков, их интерес к познавательной деятельности.
  • Развиваются коммуникативные навыки у школьников, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
  • Организуется просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.

Содержание учебно-методического комплекта, а также используемые формы и методы ее реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение подростков в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, основаны на творческой работе детей – самостоятельной или в коллективе.

Очень важно, чтобы в реализации программы принимали участие родители. Эффективность формирования основ культуры питания в очень большой степени будет определяться тем, насколько определяемые программой нормы и ценности находят отклик в семьях учащихся.

В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания здорового питания. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях (при изучении темы «Где и как мы едим» подростки должны продемонстрировать варианты поведения в кафе – игра «Кафе»).

Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Продукты разные важны, блюда разные важны» подростки должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу).

Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору (при изучении темы «Здоровье – это здорово» подростки должны представить пантомиму, изобразив полезные и вредные привычки – игра «Угадай-ка»).

Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи (в теме «Кулинарная история» подростки готовят викторину для своих одноклассников, посвященную кулинарии в Средние века).

Дискуссия, обсуждение . Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейн-ринга и т. п.

III. Место программы в учебном плане

На изучение программы «Разговор о правильном питании» в каждом классе (1-6 классы) отводится по 7 ч в год. Программа рассчитана на 42 ч.

IV. Ценностные ориентиры содержания программы

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • знаниями о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
  • навыками укрепления здоровья;
  • знаниями о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья и готовности выполнять эти правила;
  • навыками правильного питания как составной части здорового образа жизни.

V. Результаты изучения программы

Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
  • овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
  • готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;

Предметными результатами освоения программы являются:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;
  • оценка технологических свойств сырья и областей их применения;
  • владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
  • формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.

В трудовой сфере:

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • планирование технологического процесса труда.

В мотивационной сфере:

  • выраженная готовность в потребности здорового питания;
  • осознание ответственности за качество правильного питания.

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;
  • освоение навыков сервировки стола.

В коммуникативной:

  • публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию.

VI. Тематическое планирование (Приложение 1 )

VII. Литература:

  1. Программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
  2. Программа «Две недели в лагере здоровья» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
  3. Программа «Формула правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
  4. «Примерная программа по окружающему миру» М.: «Просвещение», 2010.
  5. «Программа по окружающему миру» Плешакова А. А. М.: «Просвещение», 2011.
  6. «Примерная программа по технологии» Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2010.

2
МБОУ СШ № 2 им. А. С. Пушкина

3
Тема проекта: Разговор о правильном питании.
Творческое название проекта: В царстве Королевы питания.
Эпиграф: «Здоровье – это вершина, на которую человек должен
подняться сам».
Основополагающий вопрос: Правильное питание – основа здорового
образа жизни.
Предметно – содержательная область: основы здорового образа
жизни.
Участники: учащиеся 1­4 классов, учителя начальных классов.
Доминирующая
предполагается творческое оформление результатов.
деятельность:
поисково­творческая,

т.к.
Дидактические цели:
1. Умение увидеть проблему и найти пути её решения.
2. Формирование компетентности в сфере самостоятельной
познавательной деятельности.
3. Приобретение навыков самостоятельной работы, работы в
команде.
Методические цели:
 Научить: правильно работать с бумагой, красками,
карандашами, пластилином, иголкой и др.;
кратко излагать свои мысли в форме мини­рассказа.
 Развивать: творческие способности учащихся.
 Формировать: навыки здорового образа жизни.
Этапы проведения проекта:
1. Формулирование темы.
2. Выбор творческого названия.
3. Формирование групп, определение проблемы.
4. Обсуждение плана работы (в группе).

4
5. Работа с различными источниками информации (научно­популярная литература,
детские журналы и книги).
6. Самостоятельная работа учащихся: изготовление поделок и рисунков, кукол и
мягких игрушек, приготовление блюд и др.
7. Подготовка школьниками отчёта о проделанной работе в виде:
 Выставки «Желаем Вам здоровья!»
 Сочинения ­ сказки
 Презентации «Разговор о правильном питании»
8. Представление результатов в виде мини – спектакля.
I.Введение.
Уважаемые коллеги! Дорогие ребята!
Позвольте представиться: я – автор, Лаптева Татьяна, учитель.
Меня очень волнует состояние здоровья моих учеников. Вот почему я и
мои коллеги решили принять участие в «Разговоре о правильном
питании».
Здоровый человек встречает меньше преград на дороге, ведущей
к счастью. Однако чтобы не оступиться в пути, человек должен быть
обучен.
В меру своих скромных способностей, я попытаюсь собрать для
вас узелок полезных знаний и умений, потому что очень хочу, чтобы все
люди, а особенно дети, были здоровы и счастливы.
Дети – это не будущее. Дети ­ это наше настоящее! Будущее у них
своё собственное, а наша задача – дать им необходимые знания о том,
что такое хорошо и что такое плохо.
Само здоровье ничем не является без его содержания, без
диагностики здоровья, средств его обеспечения. К наиболее важным
средствам обеспечения здоровья относят правильное рациональное
питание.
оказывающее влияние на состояние
Пища является одним из важнейших факторов окружающей
среды,
здоровья,
работоспособности, умственного и физического развития, а также на
продолжительность жизни человека.

5
Человек с момента своего возникновения для того, чтобы
выжить,
просто обязан был существовать в гармоничном
взаимодействии с природой. Природа могла убить, но могла
прокормить, могла помочь выжить.
«Природа-враг болезни». (Гиппократ)
«Болезни излечивает природа - врач только помогает
ей» (Платон)

Ведя образ жизни, согласованный с законами природы, можно
предупреждать болезни, препятствовать их возникновению.
Гармоничность взаимосвязей с природой обуславливается также и
рациональным питанием. Наша пища связывает нас с природой!
Человек – универсальный потребитель, он может есть и пить всё, что
попадается ему под руку, ногу, на глаза, на язык т.п. Как же всё­таки
питаться, чтобы быть здоровым?
II. Основная часть.

Последнее десятилетие характеризуется неуклонным ухудшением
состояния здоровья детей и подростков, что связано в основном с
условиями жизни и воспитания. А также с ухудшением структуры
питания.
Во многих регионах нашей страны в рационах детей всех
возрастных групп отмечается острая нехватка микронутриентов. Так,
по данным НИИ питания РАМН, при обследовании московских
школьников установлено, что концентрация аскорбиновой кислоты в
сыворотке крови ниже нормы у 40% обследованных, витамина Е – у
33%, витамина А – у 28%. Например, в Оренбурге у 95% детей
существенно ниже нормы обеспеченность витамином С, в том числе у
10% выявлен глубокий его дефицит. Аналогичные данные отмечены и
в других регионах России.
Связь питания и здоровья была подмечена еще в древности.
Люди видели, что от неправильного питания дети плохо растут и
развиваются, взрослые болеют, быстро утомляются, плохо работают и
погибают.

6
В XVII веке адмирал английского флота Джордж Ансон в
сражениях с испанской флотилией не потерял ни одного солдата, а от
вспыхнувшей на кораблях цинги у него погибло 800 человек из 1000.
Отсутствие витаминов в пище оказалось сильнее и опаснее оружия
врагов.
После того, как на Алеутские острова в 1912 году были завезены
рафинированные продукты (сахар, мука, консервы), у детей быстро
распространился кариес зубов и уже в 1924 году почти все молодое
население Алеут, употреблявшие новую завезенную пищу, страдало от
кариеса (из исследований E. Nuron) . История пестрит подобными
случаями. Наблюдения показывают зависимость возникновения язв,
опухолей и других заболеваний ЖКТ и других систем организма от
качества пищи, недостаточности в ней витаминных комплексов.
Одновременно с этим можно привести примеры и обратной
зависимости, когда с улучшением питания значительно снижалось
заболеваемость населения.
Основные нарушения в питании, наблюдаемые в различных
возрастных и профессиональных группах обычно одинаковы. Это, в
первую очередь, избыток в пище углеводов и жиров животного
происхождения и дефицит овощей, фруктов и ягод, а также наиболее
страшное последствие изменения ритма жизни, нарушение режима
питания.
Каждое из этих нарушений, даже отдельно взятое, может влиять
на состояние здоровья человека. Я попробую проанализировать каждое
из этих нарушений.
При избытке углеводов,
особенно чистых сахаров,
физиологически в организме происходит задержка воды, отмечается
отечность и пастозность, повышается расход витамина В1 и как
результат–дефицит В1, ведущий к нарушению деятельности ЦНС. В
организме появляются неокисленные продукты, повышается уровень
пировиноградной кислоты, а значит и увеличение ацидозного
состояния всего организма. Увеличение биосинтеза холестерина с
увеличением жирообразования (возникает опасность возникновения
атеросклероза и ожирения). Понижаются защитные свойства
организма, увеличивается риск заболеваемости онкологическими

7
болезнями и сахарным диабетом из­за нарушения функционирования
поджелудочной железы. Не стоит забывать и кариес.
Исследования в США показали, что увеличение сердечно­
сосудистых заболеваний совпадает с общим увеличением потребления
сахара. Сейчас уже не у кого не вызывает сомнение, что потребление
большого количества сахара (особенно белого рафинированного). При
правильном построении питания надо стремиться к уменьшению
потребления белого сахара за счет искусственных заменителей сахара,
меда, варенья, плодово­ягодных культур.
Что касается избытка животных жиров и дефицита жиров
растительного происхождения, то для избежания этого нарушения в
питании нет особых сложностей. Надо лишь довести до населения
сведения о необходимости вводить ежедневно в рацион 20­30 грамм
растительных жиров, вместо 5­10, так как исключая из рациона
питания растительные жиры, человечество лишает себя жирных
полиненасыщенных кислот (ПНЖК), в особенности линолевой и
линоленовой, которые весьма важны для деятельности сердечной
мышцы, клеток печени мозга и гонад. Они являются строительным
материалом клеточных мембран, соединительной ткани, миелина и
входят в состав нуклеиновых кислот. ПНЖК повышают выведение
холестерина из организма и увеличивают эластичность сосудов. Также,
сохраняя определённый необходимый уровень иммунной системы,
защищает организм от радиации. При недостатке ПНЖК холестерин,
соединяясь с насыщенными жирными кислотами, откладывается в
стенках сосудов и как результат – повышается заболеваемость
тромбозами и опухолями, могут появляться язвы желудка.
Дефицит овощей, фруктов, ягод более серьезен и трудно
устраним. Изучения питания и самой пищи, проведенное различными
авторами в разных странах мира показало, что потребление овощей
оставляет желать лучшего.
Значение же их огромно. Они являются поставщиком углеводов,
витаминов и микроэлементов, органических кислот и пектиновых
веществ. Овощи и фрукты повышают аппетит и способствуют
усвоению другой пищи, выводят токсины, обладают бактерицидными
свойствами, нормализуют деятельность ЦНС, ПНС и ЖКТ, повышают
работоспособность человека,
обладают органолептическими

8
свойствами, предавая потребляемой пище различный вкус. Овощи
делают рацион питания более вкусным и полезным. Овощи, фрукты и
ягоды занимают почетное место в диетическом и лечебном питании.
Некоторые из них усиливают лактацию, сказываются и на качестве
грудного молока. По данным института питания АМН в среднем на
человека в день необходимо 500­700 грамм этих продуктов. При этом
это должно содержать не менее 10­15 наименований.
Приходиться признавать, что попытки заменить овощи другими
продуктами и искусственными добавками не увенчались успехом.
О благотворном влиянии овощей люди знали еще в глубокой
древности. Гиппократ лечил нервные расстройства сельдереем.
Основатель фитотерапии Амбродик­Максимович писал в 1785 году,
что самая лучшая пища приготавливается из растений. В настоящее
время значение овощей, фруктов и ягодных культур подтверждено
научными данными.
Уменьшение в рационах питания доли овощей, богатых
клетчаткой, небезразлично, т.к. недостаток клетчатки является одним
из факторов риска заболеваний ЖКТ, сахарным диабетом,
атеросклерозом, ИБС. Уровень холестерина в крови напрямую зависит
от клетчатки. И, хотя механизм действия клетчатки ещё недостаточно
изучен, уже известно, что метилцеллюлоза связывает аммиак в толстом
кишечнике, пищевые волокна связывают воду, являясь также
абсорбентами органических веществ, усиливают эвакуаторную
функцию кишечника, выводят жир и желчные кислоты.
Но,
к сожалению,
растения подвержены сезонности
произрастания, климатическим условиям среды, играет роль и
недооценка овощей населением.
Нарушение режима питания играет отрицательную роль в
здоровье. Оно проявляется в уменьшении количества приемов пищи в
день с четырех­пяти до двух, неправильном распределении суточного
рациона на отдельные приемы, увеличение ужина до 35­65% вместо
20%, увеличение интервалов между приемами пищи с 4­5 до 7­8.
Забываются заповеди народной мудрости о питании: «Укоротишь
ужин ­ удлинишь жизнь», «Разумно есть – долго жить».

9
За многие годы были сформулированы три правила в питании:
разнообразие, умеренность и своевременность. К сожалению,
убыстрение темпа жизни современного человека, на всех стадиях жизни
отбрасывается все эти правила. Взять бы всех школьников и студентов,
которые в погоне за знаниями напрочь уходят от заботы о своем
здоровье. Виновны не только они сами, но и родители, учителя,
образовательная система, само общество.
Из вышесказанного можно сделать некоторые выводы. Фактор
питания является одним из важнейших в профилактике заболеваний,
сохранении здоровья и повышения работоспособности. Поэтому важно
не только организовать централизованный выпуск питательных
добавок и витаминных комплексов, но и обратить особое внимание
населения на проблемы разумного потребления пищи, используя для
этого различные возможности санитарно­просветительской работы.

Попробуем

концепцию здорового питания:
«сформировать»

10
1. Пища должна перекрывать энергозатраты
организма.
2. Пища должна быть полноценной по
химическому составу и содержать белки, жиры,
углеводы в соотношении 1:1:4, витамины,
минеральные соли и микроэлементы.
3. Пища должна быть безвредной в химическом
отношении и безопасной с точки зрения
бактериального состава.
4. Пища должна нравиться человеку и вызывать
рефлекторное выделение желудочного сока.
5. Режим и меню должны соответствовать
возрасту и роду занятий.
6. Часть пищи, входящей в ежедневный рацион,
должна иметь температуру не ниже 65 градусов.
Такая температура способствует перевариванию
и всасыванию продуктов.
7. Есть следует, не торопясь, не читать за едой, а
перед тем, как сесть за стол, тщательно вымыть
руки.
8. Есть следует красиво и аккуратно. Это одно из
отличий культурного человека.

11
и составить азбуку правильного
питания.
2.2. Азбука рационального питания.
В сохранении здоровья, предупреждении преждевременного
старения и, наконец, в профилактике большинства болезней важную
роль играет режим питания.
Наиболее физиологически обоснован 4­6­разовый приём пищи
– завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, за два часа до сна
стакан простокваши, кефира, яблоко или другие фрукты.
Завтрак должен составлять примерно 30% энергетической
ценности суточного рациона, обед­40%, а полдник, ужин и последний
приём пищи, вместе взятые,­30%. При таком режиме питания две
трети поступающей с пищей энергии приходится на первую половину
дня, когда человек физически более активен и его энергозатраты
максимальны. В ужин и перед сном надо есть мало и только те
продукты, которые легко усваиваются и не вызывают большого
функционального напряжения органов пищеварения. Это могут быть
творог, кисломолочные продукты, овощные салаты, крупеники,
запеканки, пудинги, овощи отварные, запечённые или тушёные.
Но так как между ужином и завтраком интервал велик, не
забудьте воспользоваться нашим советом и съешьте за два часа до сна
что­либо из фруктов или кисломолочных продуктов.

соблюдали режим питания!

Рациональное питание предусматривает и разнообразие блюд.
Следует стараться расширять ассортимент продуктов, так как с
каждым приёмом пищи в организм должны поступать белки, жиры и
углеводы, витамины и минеральные вещества в оптимальном
соотношении. Именно при таких условиях усвоение будет наиболее
полным.
«Завтрак съешь сам…» ­ этим советом начинается одна из
самых популярных пословиц. Но почему­то народную мудрость,
подтверждённую такими авторитетами медицины, как Гиппократ,
Авиценна, не все принимают как руководство к действию.
Многие люди были бы здоровы, если бы

12
В самом деле, обедать мы, как правило, успеваем, от ужина
тоже не отказываемся, а вот с завтраком хуже: на него у многих не
хватает времени.

Поэтому осмелюсь дать несколько рецептов, составленных с учётом
требований рационального питания… и утренней спешки.
Два яйца всмятку и один огурец(100­150 граммов). В то время, как
варятся яйца(3 минуты в кипящей воде), порежьте огурец и, посолив,
перемешайте с двумя чайными ложками подсолнечного масла; к
чаю – хлеб с маслом и джемом.
На приготовление такого завтрака вы затратите 7 минут.
В кастрюльку, где закипает подсоленная вода(2 стакана), всыпайте
понемногу, энергично помешивая, полстакана овсяных хлопьев. Не
переставая мешать, варите кашу 8 минут, а перед тем, как снять её
с огня, добавьте ложечку сахара. Если каша слишком загустела,
долейте немного кипятка или молока. К чаю – хлеб, масло, джем.
Такой завтрак готов за 10 минут.
Если вам не по вкусу овсяная каша, замените её вермишелью (в
литре кипящей воды сварите полстакана вермишели в течение 7
минут), перемешайте с творогом(100 граммов) или таким же
количество тёртого сыра.

13
А теперь обращаю ваше внимание на последние слова пословицы, с
которой начался наш разговор: «…ужин отдай врагу». Давайте
прочтём их иначе: ужин оставь себе на завтрак. Оставшиеся от ужина
гречневую кашу или варёный картофель поставьте в холодильник, а
утром разогрейте на сковородке. Это хорошая основа для завтрака и
ещё одно простое решение проблемы дефицита времени.
И ещё несколько советов:
Не солите слишком сильно пищу. Соль вызывает жажду, а
лишняя жидкость в организме увеличивает нагрузку на сердце,
приводит к отёкам.
Не готовьте десертные блюда слишком сладкими.
Систематическое переедание сахара – фактор риска развития
ожирения, диабета, атеросклероза, кариеса зубов.
Овощи опускайте в кипящую воду, варите их под крышкой.
Зелень (петрушку, укроп, зелёный лук) кладите в пищу перед
едой, так вы максимально сохраните витамины.
Не жарьте несколько раз в одной и той же порции жира – это
вредно, поскольку при многократном пережаривании в жире
могут образоваться канцерогенные вещества.

14
2.3. Азбука питания и воспитания.
А сейчас я хочу познакомить вас с моими друзьями.
Это Маша.

15
Это Миша.

А это их маленький братишка Витя.
Однажды все трое сидели за столом и завтракали. Витя держал
ложку в кулачке, стучал ею по тарелке, проводил в каше дорожки, а в
ложку каша всё не набиралась…
­ Вчера Вите исполнилось два года,­ напомнила мама. – Пора учиться
правильно держать ложку. Ну­ка, старшие, покажите ему, как вы едите
ложкой!
Миша и Маша задумались: как лучше научить малыша?

16
­ У тебя ложка стоймя стоит, а надо, чтобы она лежала,­ объяснил
Миша.
Витя послушал и положил ложку на стол.
­ Ах, какой непонятливый! – огорчился Миша. – Ложка должна лежать
в руке. Смотри! Положи её между этим и этим пальцем, а этим
придерживай…
­ Что ты «этим» да «этим»,­ покачала головой Маша.­ Давай, объясним
Вите, как пальчики называются.
Она подняла ладонь начала перечислять: мизинчик, потому что он
самый маленький, безымянный, потому что ему имя не придумали,
средний, потому что он стоит по серединке, указательный, потому что
маленькие детки, если спросить у них: где? – указывают этим
пальчиком: там. Ну, а этот большой, потому что он самый толстый и
рабочий: без него ни карандаш не удержишь, ни кисточку, ни ложку.
Вот и клади её на средний, а указательным и большим придерживай…
Маша помогла Вите взять правильно ложку и повернула её чуть
боком, чтобы удобнее было набирать кашу. Витя набрал полную ложку
и так же, боком, стал засовывать в рот. Ложка не влезала, каша
размазывалась по щекам и даже прилипла к носу.
­ Поверни на оборот, только узким краем в рот! – сказала Маша. И
сама удивилась, что у неё получился стишок.
Есть всем вместе было весело, и скоро тарелки стали пустыми. И
тогда каждый увидел, что нарисовано на донышке: на Мишиной
тарелке – кролик, на Машиной – цветок, а на Витиной – котёнок.

А у тебя? Съешь свою кашу до конца и
посмотри, какая на тарелке картинка.

17
Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и послушайте сказку, которую
однажды вечером рассказала мне моя мама, когда я была маленькая.
«…Жила­была девочка Алёнка. Пошла она одна в лес, заблудилась и
очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из её открытых
окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает:
«Кто здесь живёт? Можно войти?»
­ Входи! – ответила старушка, выглянувшая в окошко. – Я здесь живу с
моими внуками.
Девочка вошла и не успела она сделать двух шагов, как упала,
поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах.
А когда встала, увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на
горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой
устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался
пронзить её насквозь. Наконец, наколол на вилку котлету и стал её
обкусывать, измазал при этом нос и щёки и вытер их рукавом. «Фу, как
противно! – подумала Алёнка – Лучше сяду с девочкой, которая пьёт
компот». И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплёвывать
вишнёвые косточки так далеко, что попала ей прямо в волосы…
­ Как вам не стыдно! Так есть некрасиво! – в слезах крикнула Алёнка.
Все разом стали что­то отвечать ей, но понять ничего было нельзя,
потому что говорили они с набитыми ртами.
­ Извините, ­ вздохнула Алёнка, но за столом с вами сидеть очень
неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла».
Плохой у сказки конец! Надо было не уходить, а научить их,
как вести себя за столом.
Вот вы бы, ребята, например, что им сказали?

Однажды я попросила своих маленьких друзей Машу и Мишу накрыть
на стол. Они сделали все, как надо: поставили мелкие тарелки для
второго, на них – глубокие для первого, ложки положили перед
тарелками, ножи – справа, вилки – слева и возле каждой тарелки –
салфетку.
Обед был очень вкусный – салат из огурцов и помидоров, борщ,
котлета с картошкой, а на третье – черничный кисель. Только Маша и
Миша кончили есть, как в гости пришла их любимая тётя Ира.
­ Тётя Ира! – закричали они, побежав ей навстречу. – У нас, знаете, что
было на третье?
­ Сейчас узнаю, ­ ответила тётя Ира. Она пристально посмотрела на
ребят и сказала: ­ Вы ели черничный кисель!
­ Кто вам сказал? – удивились дети.
Тогда тётя Ира подвела их к зеркалу, и ребята увидели на своих лицах
чёрные усы.
­ Это нечаянно получилось, ­ смутилась Маша.
­ Понимаю, что не нарочно, ­ согласилась тётя Ира. – Но вот салфетки
вы, я вижу, положили, а рот ими не вытирали. И густой кисель,
наверное, пили из чашек, а надо было его ложечкой есть.
­ А вообще мы хорошо себя вели, ­ сказал Миша.
­ Сейчас увидим, ­ ответила тётя Ира и почему­то заглянула под стол.
­ Что вы там ищите? – удивилась Маша.
­ Проверяю, правда ли, что вы хорошо себя вели. Ведь когда дети едят
аккуратно, вокруг их стульев на полу не бывает крошек.
Ребята тоже нагнулись и увидели на полу кружок огурца, половинку
картофелины и большой, чуть надкусанный кусок хлеба.
Тётя Ира попросила ребят всё это подобрать. Картофелину и огурец
она положила на краешек Машиной тарелки, а хлеб подняла высоко и
сказала:
­ Во­первых, от целого ломтя откусывать нельзя, хлеб надо отламывать
по кусочку. А бросать хлеб на пол стыдно! Тому, кто это сделал,
придётся извиниться перед всеми людьми, которые потрудились для
того, чтобы на вашем столе всегда был хлеб.
­ Это я уронил, признался Миша. – И очень прошу меня извинить…
­ И я тоже прошу извинения. Мы больше никогда не будем так делать.

Скажем сразу: это …
III. Заключение.
Мир вступил в эру больших скоростей, и система ценностей
меняется очень быстро. Для родителей и педагогов самой главной
ценностью должен оставаться ребёнок, его здоровье.
Наша главная задача – научить детей обойти опасности,
избежать болезни и несчастья. Научить их радоваться жизни.
Я попыталась в необычной форме дать несколько полезных
советов педагогам, родителям, детям. И если вы воспользуетесь ими, то
я буду рада. Давайте учиться вместе!

21
IV. Литература.
Григорьев К.И. Будь здоров, малыш! Издательский дом «Русский
врач». – М., 2003.
Кондратьева И.И. Питание школьника. Здоровье. 1999.
Семёнова И. Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой. – М.,
Педагогика­Пресс, 1992.
Сердюковская Г.Н., Сухарёв А.Г. Гигиена детей и подростков. – М.,
Медицина, 1986.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 имени В.В. Дагаева

городской округ Лосино-Петровский Московской области

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Разговор о здоровье и правильном питании»

по курсу « Разговор о правильном питании»

(социальное направление)

(1-В класс)

Составители:

Шелагина Елена Викторовна,

учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы М.М.Безруких:

- «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2013), рабочая тетрадь для учащихся «Разговор о здоровье и правильном питании»)

- «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2013),

- «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2013),

Программа рассчитана на 4 года обучения. В 1 классе -33 часа, во 2-4классах - 34 часа, всего 135 часов. Из них практических занятий – 84 часа, теоретических – 51 час. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы)

Часть 1 «Разговор о правильном питании» предназначен для детей 1-2 классов.

Целью данного курса является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Здесь учитываются и традиции питания, а также предполагается активное вовлечение родителей в процесс обучения.

Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

    проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;

    овладение установками, нормами и правилами правильного питания;

    готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания,

    сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

    способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

    способность к сотрудничеству и коммуникации;

    способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;

    способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;

Предметными результатами освоения программы являются:

В познавательной сфере:

    рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;

    оценка технологических свойств сырья и областей их применения;

    владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;

    формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.

В трудовой сфере:

    соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

    планирование технологического процесса труда.

В мотивационной сфере:

    выраженная готовность в потребности здорового питания;

    осознание ответственности за качество правильного питания.

В эстетической сфере:

    дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;

    освоение навыков сервировки стола.

    В коммуникативной: публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию.

Вводное занятие .

Тема 1. Знакомство с героями.

Тема 2-3 «Если хочешь быть здоров». Полезные и необходимые продукты на каждый день. Выбор полезных продуктов. Полезные продукты среди любимых блюд (практическая работа).

Анкетирование « Полезные привычки».

Тема 4. «Самые полезные продукты». Рациональное питание. Продукты ежедневного рациона, продукты, используемые достаточно часто (редко). Биологически активные добавки (БАД). Йодирование пищи. Динамическая игра «Поезд». Тест «Самые полезные продукты».

Тема 5. Виртуальная экскурсия в магазин.

Тема 6-7. «Удивительные превращения пирожка». Регулярное питание. Режим питания. Блюда для завтрака, обеда, полдника и ужина. Игра «Помоги Кубику или Бусинке». Демонстрация «Удивительные превращения пирожка»(общее представление о строении тела). Конкурс-викторина «Что за чудо пирожки?»- определить начинку пирожка.

Тема 8-9. Кто жить умеет по часам. Основные принципы гигиены питания. Основные навыки личной гигиены. Связь состояния здоровья с гигиеной питания. Формирование навыков самоконтроля. Выполнение правил, предупреждающих возникновение желудочно-кишечных заболеваний. Игра – обсуждение «Законы питания» (стихотворение К.И.Чуковского «Барабек») – чем опасно переедание.

Проектная деятельность «Режим питания школьника».

Тема 10-11. Вместе весело гулять.Соревнование. Основные правила гигиены питания. Песня «Шел по городу волшебник». Разучивание и инсценирование песни. Игра «Чем не стоит делиться». Чем можно делиться и чем нельзя, как разделить яблоко, шоколадку (вилка, ножик, салфетка, шоколадка, ложка, яблоко).

Тема 12-13. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?» Завтрак, как обязательный компонент ежедневного меню.Различные варианты завтрака. Блюда на завтрак. Составление меню завтрака. Игры: «Пословицы запутались» , «Отгадай-ка», «Знатоки» , «Сложные слова» , «Угадай сказку» . Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» - «придумать» свою кашу с помощью добавок (семечки, сухофрукты, варенье), дать название.

Тема 14-15. «Плох обед, если хлеба нет». Пословицы о хлебе. Обед (составление разных вариантов обеда из четырех блюд), десерты. . Смысл раздельного питания. Польза продукта (ежедневный рацион; продукты, используемые часто; продукты, присутствующие на столе изредка). Сюжетно-ролевые игры «Мы идем в магазин», «Разложи продукты на разноцветные столы».

«Праздник хлеба». Разучивание песни «Зернышко», инсценировка песни.

Тема 16-17. « Полдник. Время есть булочки». Игра «Подбери рифму» (стихотворение Д.Хармса «Очень-очень вкусный пирог»). Тест «Режим питания школьника».

Игра – демонстрация «Это удивительное молоко». Кроссворд «Молоко».

Тема 18-19. «Пора ужинать». Ужин- обяза­тельный компонент ежедневного питания. Вари­анты ужина. Выбор блюд в качестве ужина. Культура поведения за столом во время ужина.

Игра «Объяснялки» (пословицы и поговорки про ужин). Игра «Что можно есть на ужин».

Тема 20-21. Весёлые старты. Питание и спорт. . Конкурс – викторина «Знатоки молока» - вспомнить и назвать молочные продукты. Игра-демонстрация «Это удивительное молоко» - питательные вещества, входящие в состав молока, сыворотки, сливок, творога, сметаны, масла.

Тема 22-23. «На вкус и цвет товарищей нет». Практическая работа «Какой сок?» - определить и назвать фруктовые и овощные соки.

Игра «Приготовь блюдо» - приготовление традиционных русских блюд (карточки с названиями продуктов).

Тема 24-25. «Как утолить жажду». Игра-демонстрация «Из чего готовят соки» - приготовление сока из овощей и фруктов, польза сока; «Мы не дружим с Сухомяткой» - вред, наносимый желудку при питании всухомятку.Игра «Праздник чая» (полезные свойства, традиции, связанные с чаепитием).

Тема 26-27. «Что помогает быть сильным и ловким».

Игра «Мой день» (оценка нагрузки на организм в течении дня) – заполнение таблицы. Игра «Меню спортсмена» (выбор полезных продуктов для спортсмена).

Тема 28-29. «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты». КВН «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты».«Витаминная радуга» - стихи, посвященные овощам разного цвета. Загадки про овощи.

Продукты, из которых можно приготовить витаминные салаты.

Тема 30-31. Праздник здоровья. «Каждому овощу свое время». Игра-соревнование «Вершки и корешки» (составить полный набор рисунков овощей из разрезных карточек).Игра «Какие овощи выросли в огороде» (стихотворение Н.Кончаловской «Про овощи», назвать правильно овощи).Инсценировка песни «Овощи» на слова Юлиана Тувима в переводе С.Михалкова, музыка Э.Силиня.

Тема 32. «Капустные истории» (презентация проекта)

Тема 33. «Праздник урожая и здоровья»» 1.Игра-эстафета «Собираем урожай».

3.Конкурс «Овощной ресторан» (определить название овоща, пробуя его с завязанными глазами). 4.Конкурс поэтов (сочинить стихи о фруктах и овощах).

Календарно-тематическое планирование (составлено в соответствии с темами рабочей тетради для учащихся по курсу «Разговор о здоровье и правильном питании»)

Количество часов

Дата проведения

Вводное занятие. Знакомство с героями.

Если хочешь быть здоров.

1+1(практич.занятие)

Самые полезные продукты

Виртуальная экскурсия в магазин.

1(практич.занятие)

Удивительные превращения пирожка

1+1(практич.занятие)

Кто жить умеет по часам

1+1(проект)

Вместе весело гулять.Соревнование.

1+1(практич.занятие)

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

1+1(практич.занятие)

Плох обед, если хлеба нет.

1+1(практич.занятие)

Полдник. Время есть булочки.

1+1(практич.занятие)

Пора ужинать

1+1(практич.занятие)

Весёлые старты. Питание и спорт. . Конкурс – викторина

1+1(практич.занятие)

На вкус и цвет товарищей нет

1+1(практич.занятие)

Как утолить жажду

1+1(практич.занятие)

Что помогает быть сильным и ловким

1+1(практич.занятие)

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

1+1(практич.занятие)

Праздник здоровья. «Каждому овощу свое время».

1+1(практич.занятие)

«Капустные истории» (презентация проекта)

Праздник урожая и здоровья

ВСЕГО: 33 часа

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Юдина С.П.____________

Протокол №

Анна Антонова
Работа по программе «Разговор о правильном питании»

Работа педагогов и медицинской сестры детского сада "Берёзка"по программе “ Разговор о правильном питании” (авторы М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева) . Выполнила : воспитатель Антонова Анна Дмитриевна ГБОУ СОШ имени В. С. Чекмасова села Большое Микушкино С. П. "Детский сад Березка". Приоритетным направлением нашей работы является формирование здорового образа жизни.

Создание резервов здоровья : режим дня, закаливание, рациональное питание , занятие физкультурой, прогулки , соблюдение правил личной гигиены , создание условий для полноценного сна. Одним из направлений здорового образа жизни является рациональное правильное питание . Мы являемся экспериментальной площадкой по реализации программы Марьяны Михайловны Безруких «» .

Анализ ситуации.

Для того чтобы ребёнок гармонично развивался, он должен быть здоров. Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего составляется питание ребёнка с первых дней его жизни, а также от гигиены и режима питания . Но в наш век скоростей на смену вкусной и полноценной домашней еде все чаще приходят фаст-фуды, перекус всухомятку. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, за последние десять лет средний рост российских детей сократился на 2 см, а средний вес снизился на 20%.

Актуальность проблемы сохранения здоровья очевидна : среда существования современного человека становится все более техногенной, экологическая обстановка ухудшается, изменяются привычки людей. Поэтому задача сохранения и укрепления здоровья детей была и будет приоритетной в деятельности любого дошкольного учреждения.

Чем раньше у ребёнка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в детском саду и семье, личный пример воспитателей и родителей поможет создать здоровое поколение.

Одним из важных условий, благоприятствующих нормальному росту дошкольника, укреплению его здоровья, а значит, в дальнейшем, успешному обучению, является рациональное питание .

Данную программу мы постарались адаптировать под наш детский сад и его контингент в связи с чем разработали свою программу , целью которой является :

сформировать у дошкольников основы рационального питания , представление о необходимости заботы о своём здоровье, осознание здоровья как главной человеческой ценности, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни.

Задачи : Формирование у детей представления о влияния питания на здоровье .

Воспитывать у детей культуру здоровья, гигиенические привычки и навыки культурного поведения.

Развивать навыки правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья, выработка способности разделять продукты питания на более и менее полезные.

На первом этапе своей работы мы провели мониторинг достаточности и сбалансированности питания в нашем структурном подразделении на группе детей из 15 человек. Обнаружилось, что нормальный вес у 10 детей, небольшое исхудание у 2 детей и избыточная масса тела у 3 детей.

Для оценки уровня сопротивляемости организма провели мониторинг за состоянием иммунитета по заболеваемости за сентябрь,2012 г. Вычисления индекса Кетли. Выяснилось, что не все дети не являются абсолютно здоровыми, почти каждый третий ребенок перенес уже острое респираторное заболевание.

Работа с родителями

Дети – это зеркало своих родителей, и привычки последних к еде они копируют со стопроцентной точностью. Поэтому без привлечения родителей к закреплению навыков рационального питания нам не добиться успеха. Ведь только эти в основном две социальные структуры в этом возрасте : семья и детский сад определяют и влияют на уровень здоровья детей.

Вначале своей работы с родителями провели анкетирование родителей.

Его анализ показал :

100 % родителей – считают необходимым вести работу по формированию у детей представлений о правильном питании и заботе о своем организме;

54% родителей – ответили положительно на вопрос «Знаете ли вы меню детского сада?» , а 46 % - только – иногда.

20% детей – соблюдают режим питания в выходные дни ; 73% - только иногда и 7% -не соблюдают вовсе.

60% родителей оценили состояние здоровья своего ребенка как удовлетворительное, а 40% - как хорошее.

Форм работы с родителями достаточно и многие из них мы используем в своей работе родительские собрания, консультации и т. д.

Исходя из этого, и для внедрения данной программы в детском саду была запланирована следующая работа :

Теоретическое изучение данной программы .

Проведение практического семинара для педагогов с беседой медсестры детского сада «Питание ребёнка и его здоровье» .

Выпуск ежемесячной информации, предложений медсестры детского сада для родителей по вопросу, какими продуктами они могут пополнить питание детей в домашних условиях, чтобы оно было сбалансированным и советы родителям.

Проведение родительского собрания с выступлением воспитателей о значении рационального питания в здоровье ребёнка и ознакомление с программой «Разговор о правильном питании » .

Проведение анкетирование родителей по предложенной анкете данной программы .

Анализ анкет для родителей в начале в конце года.

Мониторинг и анализ мониторинга детей по программе .

Приобретение дополнительной методической литературы по данной проблеме.

Изготовление информационных пособий.

Изготовление практического пособия, с разрезными картинками.

Изготовление различных дидактических игр и пособий для работы с детьми .

Выпуск сан бюллетеня и ряд консультаций для родителей по данной программе .

С детьми проводятся занятия по темам : Полезные и вредные продукты.

«Золотые» правила питания .

Правила от доктора Айболита .

Каша – матушка наша, хлеб – кормилец.

Овощи, фрукты, ягоды – витаминные продукты.

Пейте, дети, молоко – будете здоровы!

Проводятся занятия как групповые, так и индивидуальные занятия по дополнительному образованию, занятия с учителем – логопедом, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, развлечения с элементами логоритмики

И мы надеемся, что подобные занятия действительно помогут детям уже с самого раннего возраста понять ценность .

Программа “ Разговор о правильном питании ” не только интересна сама по себе, но и полезна для детей, т. к. далеко не все родители рассказывают детям о необходимости правильного питания . К окончанию обучения по этой программе мы надеемся , что у дошкольников сформируются представления о необходимости заботы о своем здоровье и в первую очередь о важности правильного питания .

Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания .

Предназначение этого проекта, заключается в повышении эффективности формирования у дошкольников понятия ценности здоровья, через формирование такого понятия у самих воспитателей и родителей дошкольников. Условия формирования здорового образа жизни у дошкольников формируются в этом возрасте, оказывают большое влияние на поступки и решения, которые ребёнок будет принимать, когда подрастёт.

Публикации по теме:

«Разговор о правильном питании». Творческий проект «Друзья здоровья» «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье … Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными,.

Беседы для детей среднего дошкольного возраста о правильном питании. Сказки для детей о правильном питании. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. Цель: Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Оборудование:.

Конспект проведения ООД: интегрированное занятие по формированию целостной картины мира, элементарных математических представлений и лепке.

Конспект занятия по формированию знаний о правильном питании «Русская каша - сила наша» Конспект комплексного занятия в средней группе. Тема: «Русская каша – сила наша» Задачи: Воспитывать положительное отношение детей к здоровому.

НОД «Цветок здоровья. Поговорим о правильном питании» в подготовительной группе Группа: Подготовительная к школе группа Тип: Познавательно – исследовательская деятельность Тема: "Цветок здоровья. Поговорим о правильном.

Конспект занятия по реализации здоровьесберегающей деятельности в младшем дошкольном возрасте. Тема: Познание здорового образа жизни для.

Работа с родителями. Презентация «Один день из жизни детского сада». Видео В нашем детском саду особое внимание уделяется нетрадиционным формам работы с родителями. Родителям, особенно детей младшей группы,которые.

Сценарий совместного мероприятия для родителей и детей «Поговорим о питании» Сценарий совместного мероприятия для родителей и детей старшей группы «Поговорим о питании». Вос-ль: В жизни главное здоровье, Согласитесь,.

Советы родителям о правильном общении с детьми «Поговорите со мною, мама и папа» Для того, чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов,.

Стихотворение «Разговор со счастьем» Что же такое счастье,все мы мечтаем о нём, какое оно интересно,-думаем мы и ждём, а может оно уже было и нас обошло стороной, иль может.

Библиотека изображений: