Снимаем фоторепортаж. Как сделать красивую фотографию в домашних условиях Введение или завязка

Что же такое фоторепортаж? Это съёмка события, в котором и сам фотограф принимает участие, выражая свой взгляд на всё происходящее вокруг.

Репортажи с фотографиями, снятые различными фотографами об одних и тех же событиях, всегда будут отличаться даже при одинаково профессиональном исполнении. Фотосъёмка важнейшего события фотографом–мастером – это залог бережного хранения фотографий как в личном архиве, так и в кругу друзей. Стремление сохранить вашу память о прошедшем – это и есть задача истинного фотографа и главное его отличие профессионала от любителя. Это как черный список работодателей: всегда можно понять, где качественно выполнят ваши условия и пожелания. Стоит отметить, что фоторепортаж является увлекательнейшим и весьма интересным видом фотосъёмки.

Во всём мире бытует мнение, что фотограф даже самого начинающего уровня способен сделать качественный репортаж любого события. Но если хотите получить качественный репортаж, то рисковать не следует. В этом деле отзывы о работе – главный козырь! Да и события бывают разные. Что там темнить: люди, принимающие участие в этих событиях, тоже отличаются характерами. В фотосъёмке репортажной помимо личного отношения фотографа к имеющемуся событию очень важна и поставленная заказчиком задача фотосъёмки. Безусловно, личный взгляд фотографа очень важен, это обычно и бывает причиной приглашения для проведения фоторепортажа Петра, к примеру, а не Ивана. Но опора в любом процессе подобного характера делается на идею заказчика, его пожелания или замыслы.

Фоторепортаж представляет собой своеобразное повествование об определенном происходящем событии, как бы одновременно изнутри, но в тоже время как будто бы со стороны. Просить позировать участников – это значит сорвать всё таинство, но и снимать одними профилями или со спины тоже не вариант. А ведь просто затаившись и наблюдая за происходящим со стороны, можно создать огромное количество неожиданных и в то же время замечательных кадров.

Великолепным условием создания увлекательного фоторепортажа является работа с напарником. Несомненно, здесь крайне важна сыгранность партнеров. В этом, собственно говоря, и есть отличие любых профессиональных съёмок от любительских.

Фоторепортаж крупнейших событий, в котором принимают участие несколько фотографов, лучше проводить с необычного ракурса, чтобы полученные кадры значительно отличались от снимков конкурентов. К примеру, съёмка парада Победы, посвященного 60-ой годовщине победы, несколькими фотографами проводилась с вершины Спасской Башни и была уникальнейшей! Отзывы сотрудников многих компаний пестрили хлесткими высказываниями по поводу ловкости и мышления этих профессионалов.

С появлением фотографии, то есть со времен создания фотоаппарата так ничего и не изменилось – свет точно также падает через объектив, который состоит из целого набора линз. Но эволюция все же произошла: на замену пленочным аппаратам пришла ПЗС с матрицей, на которой изображение обрабатывается, считывается и записывается на цифровые носители. В объектив интегрирована диафрагма с приводом и механизмом трансфокатора. Выдержка в данном случае осуществляется за счёт разницы изменения скорости считывания с матрицы. Существуют одноточечные и многоточечные экспонометры, которые определяют уровень освещенности и экспозиции, а также регулируют длительность вспышки. Всё вышеперечисленное в совокупности позволяет профессионалам создавать уникальные фоторепортажи, которые отправляются в лучшие архивы и хранятся столетиями. Если вы хотите, чтобы кто-то запечатлел важнейшее событие вашей жизни – не поскупитесь, воспользуйтесь услугами профессиональных фотографов.

Сегодня пару строк я решил посвятить такому понятию, как фоторепортаж . Как и во всех учебных заведениях давайте начнем с понятий, насколько бы скучными они не были. Ученье, как говорится, высокая экспозиция, неученье - низкая.

В широком смысле репортаж - это вид газетно-журнальной деятельности или информация, которая поступает в СМИ через печать и публикации о событиях текущего дня. Короче говоря, все, что пишут в газетах - является репортажем с того или иного места событий.

Репортажная съемка - неотъемлемая часть фоторепортажа . Другими словами, это фиксирование интересных событий в хронологической последовательности. Например, история вашей жизни в различных ситуациях, рассказанная посредством сделанных снимков, также называется фоторепортажем .

Фоторепортаж используется в презентациях различных кампаний на всевозможные тематики. Репортажные снимки интересны еще и тем, что могут включать в себя фотографии-сюжеты, которые представляют собой художественные произведения.

Качественный фоторепортаж - это основной материал для оформления буклетов, открыток, а также украшение сайтов. Особенно хорошо это заметно на свадебных листовках. Каждый фотограф должен иметь в портфолио хотя бы несколько таких фотографий (и не только со своей свадьбы).

Живые и интересные репортажные кадры , на которых изображены, например, внимательные сотрудники фирмы, вызывают гораздо больше доверия, чем просто рекламные фотографии.

Темы для фоторепортажа могут быть бесконечны: деловые фото, наука, техника, культура, искусство и спорт. Даже обычный день рождения может стать хорошей темой. Такие снимки можно разделить на два типа: событийный и обычный репортаж.

Вся прелесть репортажной съемки состоит в ее убедительности и искренности, показе правды, такой, какая она есть, без излишеств. Этим частенько пользуются папарацци - в интернете валяется куча фоток знаменитостей в нелепых позах.

Так что такое фоторепортаж ? Это небольшой, беглый рассказ о жизни, поэтому лучше всего фотографировать на короткой выдержке. Она поможет получить лучшую детализацию и проработку. Снимки и сюжеты для газет и журналов как раз нуждаются в этом.

Профессионализм фотографа при создании репортажа заключается в том, чтобы показать ситуацию объективно и беспристрастно, сохранить четкую хронологию событий, а также подметить запоминающиеся и характерные детали, которые станут «изюминкой» всей съемки.

Что нужно для съемки фоторепортажа?

С точки зрения технического оснащения каких-либо специальных требований нет. Достаточно иметь фотоаппарат, объектив и, если съемка будет в помещении - вспышку или светосильную оптику (в случаях, когда вспышка будет привлекать нежелательное внимание.) В принципе, камера может быть любой.

Особенность съемки фоторепортажа - отсутствие времени на подготовку: выбор точки съемки, фокусировку, установку экспозиции. Фотографу необходимо «поймать» мгновение, которое уже не повторится. Поэтому желательно, чтобы камера позволяла делать снимки быстро и точно. Лучше всего с эти справится зеркальная камера.

Но, на самом деле, определяющее значение в съемке фоторепортажа имеет опыт и практика, а не технические характеристики оборудования.

Где учиться?

Естественно, ни один фотограф не рождается с умением всегда быть в нужное время в нужном месте. Так что навык съемки фоторепортажей нужно тренировать, причем много и часто. Практиковаться можно, посещая различные культурные мероприятия. Также начинающие фотографы часто тренируются, снимая фотоотчеты из ночных клубов.

Сегодня ночная жизнь кипит почти во всех городах нашей необъятной Родины, поэтому найти площадку для оттачивания профессиональных навыков можно без особого труда. При этом фотограф даже может обойтись без лишних трат: часто руководство клуба специально приглашает фотографов на вечеринки. В обмен на фотографии их пускают на мероприятия бесплатно.

Также для обучения мастерству фоторепортажа подойдут различные спортивные состязания, выставки и мастер-классы, общественные события (митинги, пикеты, собрания). Последние хороши тем, что позволяют запечатлевать сильные эмоции, интересные детали.

Составляющие фоторепортажа

У фоторепортажа есть свои законы жанра, которые необходимо соблюдать.

1. Непредвзятость. Снимки должны объективно и честно отображать события. Личное отношение к тому или иному событию или человеку не должно влиять на подачу материала.

2. Художественная выразительность. Для того, чтобы сделать хороший фоторепортаж, недостаточно просто последовательно снять все, что происходит вокруг. Мастерство фотографа-репортера заключается в том, чтобы показать всю суть события при помощи выразительных деталей. Для этого нужно учиться подмечать незаметные, на первый взгляд, детали и «ловить» живые эмоции участников мероприятия.

3. Повествовательность. Фоторепортаж - это, фактически, законченное произведение искусства, которое даже без каких-либо пояснений должно создавать объективную и полную картину происходящего. Из этого вытекает следующая особенность жанра.

4. Время. Для того, чтобы дать зрителю максимально точное представление о событии, снимки должны располагаться в хронологической последовательности.

Чтобы сделать действительно хороший фоторепортаж, необходимо внимательно следить за происходящим, следить за эмоциями участников или зрителей. Также, если придется снимать какое-либо давно запланированное мероприятие, очень полезно заранее связаться с организаторами и попытаться уточнить его программу. Это позволит лучше ориентироваться на месте, составить примерную концепцию репортажа, выбрать удобное место для съемки.

Как снимать?

Во-первых, в течение всего мероприятия фотоаппарат должен быть наготове. Это позволит быстро реагировать на происходящее, мгновенно делать снимок при возникновении нужного кадра. Если фоторепортер лишен возможности передвигаться непосредственно по месту съемки (демонстрация, парад, спортивное шествие и т.д.), необходимо произвести настройку резкости по тому месту, где люди непременно должны пройти. При этом скорость затвора устанавливается с учетом скорости передвижения людей.

Масштабные шествия лучше всего снимать с высоких точек (3-4 этаж). При этом желательно выбирать освещение сбоку, а кадр строить не прямо, а слегка по диагонали.

Публичные выступления, конференции и заседания лучше снимать с высоты примерно в 2-3 метра, а, возможно, и выше. Во время перерывов участников мероприятия лучше снимать с высоты уровня глаз, стараясь при этом не привлекать внимания. Это позволит сделать живой, реалистичный кадр без нарочитого позирования.

Если ваш фоторепортаж будет использован в печатном издании, старайтесь избегать обилия мелких деталей. Дело в том, сетка растра для газетного клише довольно крупна и разбивает изображение на точки, которые делают мелкие детали смазанными и плохо различимыми. Так что для газет больше подойдут изображения с крупным передним планом. Присутствие мелких деталей при публикации снимков в журналах или интернет-ресурсах допустимо.

Что делать, если ничего не происходит?

Такой вопрос может встать перед фотографом-репортером, скажем, при съемке какого-либо официального мероприятия или научного симпозиума. Основная сложность подобных мероприятий в том, что с точки зрения картинки там нет ничего необычного и неординарного.

Совершенно естественно, что светила науки или же государственные деятели будут обсуждать важные вопросы с серьезными выражениями на лицах, а не станут устраивать лазерное шоу с канканом и конфетти. Поэтому задача фоторепортера - изобразить видимость какого-либо действия там, где этим действием, казалось бы, и не пахнет.

Так что здесь упор стоит делать эмоции и детали. Стоит снимать каждого выступающего. Конечно, значительная часть снимков, в конечном итоге, отсеется, но чем больше вариантов, тем лучше. Тем более, что снять говорящего, особенно, если он вступил в спор с оппонентом - это непростая задача.

Здесь может быть огромное количество брака - то закрытые глаза, то несуразно открытый рот, то перекошенное в нелепой гримасе лицо. Но игра стоит свеч: если вы сможете удачно снять человека в пылу дискуссии, то получите очень эмоциональный и выразительный кадр, который, возможно, станет «изюминкой» репортажа.

Чтобы сделать хороший кадр, старайтесь нажимать спуск затвора в момент, когда человек делает паузы между предложениями. Это позволит снять человека с более-менее благопристойным выражением лица и, в то же время, к примеру, поймать интересный жест, как бы подтверждающий только что сказанное.

Ни в коем случае нельзя забывать и про детали места проведения мероприятия: сцену, трибуны, проекторы и прочие фрагменты интерьера. А когда вы «примелькаетесь» и перестанете привлекать внимание публики, можно заняться и зрителями. Чаще и проще всего получаются кадры, на которых посетитель мероприятия внимательно смотрит на сцену и как бы набирается опыта у выступающего.

Сначала у вас, в основном, будут получаться именно такие снимки. Но по мере роста профессионального мастерства вы научитесь ловить и другие эмоции: скуку, возмущение, скепсис или же неприкрытую иронию от сказанного оратором.

Также сделать фоторепортаж более интересным можно, снимая различные детали: красиво разложенные программки мероприятия, приветливых девушек в одежде с символикой организации, различные вывески и украшения.

Умело разбавляя такими снимками нескончаемое море «говорящих голов», вы сделаете интересный отчет даже о самом, казалось бы, скучном мероприятии.

Сделать хороший фоторепортаж - это непростая задача. Здесь очень многое будет зависеть от наблюдательности и способности «поймать момент». Подготовиться и просчитать все возможные варианты развития событий при съемке репортажа сложно, однако основным моментам вполне можно научиться. Фотографу необходимо запомнить основные особенности репортажного жанра и правила съемки, а также постоянно оттачивать свое мастерство.

Репортажная съёмка для газеты и для частного заказчика - это не одно и то же. В случае с частным заказом подход должен быть совершенно другой. Об этом многие задумываются, но в чём же разница? Об этом и пойдёт речь.

Фотограф Александр Свет выполнил множество частных заказов для всемирно известных брендов и компаний, среди которых Сбербанк, телевизионный канал ТНТ, журнал Rolling Stone, компания Kaspersky Lab, РЖД, бренды «Renault», «L’Occitane», «Lancome», «Deutsche Bank» и Газпром. Этот человек расскажет о многих нюансах коммерческой репортажной съёмки.

Самое первое правило, которого нужно придерживаться - это то, что вы работаете на конкретного заказчика, а значит снимки должны выполнять поставленную им задачу. Всем нужны красивые снимки, но фотографии для банковского учреждения и для развлекательного клуба будут совершенно разными. Прежде всего от стиля съёмки, обстановки и поставленной задачи зависит какие кадры нужно делать.

Чтобы исполнитель и заказчик поняли друг друга, нужно составить и заполнить бриф, в котором будут указаны все нюансы. Иногда клиент не полностью представляет, что именно ему нужно. В таком случае опытный фотограф всегда может подсказать какие кадры для каких задач лучше всего подойдут.

Что нужно делать?

Очень часто ставится задача сделать фотографии логотипа предприятия на мероприятии. Это нужно для брендирования. Фотограф может сделать просто много качественных с технической точки зрения кадров. Но такие фотографии может сделать любой фотограф имеющий навыки работы с хорошей камерой. Профессионала нанимают для большего.

Прежде всего, логотип компании должен красиво с художественной точки зрения вписываться в кадр.

Как должен действовать фотограф?

Необходимо поставить себя на место клиента. Нужно подумать, что бы вы хотели видеть будучи заказчиком. Об этом следует задумываться перед любой съёмкой. Ставьте себя на место фотографируемых людей и думайте, хотели бы вы, чтобы вас также сфотографировали? Очень важно поставить для себя самого высокую планку качества и придерживаться её. Если вы будете довольны своей съёмкой, то вы всё правильно делаете.

Сложность репортажной съёмки

В каждом направлении репортажной съёмки есть свои нюансы. Самая большая сложность заключается в том, чтобы сделать максимально качественно свою работу на всех этапах мероприятия. Взять хотя бы свадьбу. От встречи с новобрачными до полёта букета нужно сделать всё на лучшем уровне, так как переделать кадр невозможно. Нужно постоянно следить за событиями и фиксировать их в лучшем виде. Права на ошибку нет.

Так же и в работе с политиками, бизнесменами и артистами. Часто на то, чтобы сделать кадр даётся не больше минуты. Если вы не сможете уложиться в отведённое время, то навряд ли у вас закажут съёмку в следующий раз. Со временем об этом перестаёшь думать и просто выполняешь свою работу, но чтобы достигнуть этого уровня нужно много практиковаться.

С чего начинать молодому репортажному фотографу?

Начинать лучше всего снимать для интернет изданий или собственного блога. Спрос с вас будет небольшим. Заработать на этом практически не возможно, но вы получите самое бесценное - опыт. Важно то, что вы будете снимать знаменитостей и становиться узнаваемым в определённом жанре фотографии. Когда придёт время выходить на коммерческий уровень, вам будет что показать заказчику в качестве портфолио.

Где искать заказчиков?

Лучше всего зарекомендовать себя как хорошего и ответственного фотографа. Тогда из уст в уста люди будут передавать информацию о вас и кто-то захочет сделать заказ. Также очень важно наличие собственного сайта или блога. При этом одно не исключает второе. Клиенты должны иметь в удобном виде ознакомиться с вашим портфолио и убедиться в профессиональности.

Положительно скажется на новых заказах контекстная реклама. Также важно поддерживать общение в тематических группах в социальных сетях. Серьёзных заказчиков в соц. сетях найти трудно, но это один из методов бесплатной саморекламы.

Разница в частных заказах и заказах от организации

Первое различие - это источник финансирования. Частный клиент платит из своего кармана. Организация платит из бюджета компании. Частный клиент часто не может точно сформулировать что он хочет. Корпоративные заказчики вкладывают деньги осознанно для определённой цели. У компаний условия обычно жесткие. У них высокие требования к качеству работы и скорости обработки, но если вы будете соответствовать их требованиям, то можете получить постоянного заказчика.

Более интересные заказы бывают у частных заказчиков. Они просят снимать романтические ужины, вечеринки и торжества, в то время как компании ограничиваются конференциями и презентациями.

Дополнительное оборудование при съёмке коммерческого репортажа

Конечно же, нужна хорошая вспышка. Также необходимы различные объективы: зум и телевик. С этим набором м можно приступать к работе.

Подходящие объективы для репортажа

Для начала нужен не самый дорогой зум, к примеру 18-70mm, и фикс. Также нужен телевик. Зум позволит снимать общие планы, а телевик - хорошие портреты. Можно вложиться и купить хороший 24 - 70mm f/2.8. Это очень хорошая оптика, которая при правильном использовании сможет прокормить фотографа. В дальнейшем можно купить хороший светосильный телевик.

Также не помешает сверхширокоугольная оптика. Имея полный комплект объективов можно реализовывать очень много различных задумок и в лучшем виде выполнять самые сложные задачи. Кто-то может рекомендовать объективы, имеющие только возможность ручной фокусировки. Такая оптика обычно качественная, но использование её в репортаже - это сложный процесс.

Перед капитальным вложением в оптику следует заглянуть в прокат и воспользоваться различными объективами. Кроме того, прокатная оптика позволит вам расширить свои возможности до тех пор, пока вы не обзаведётесь своими объективами.

Обязательные снимки на мероприятиях

Для каждого мероприятия есть перечень ключевых моментов. Этот список нужно всегда держать в голове. К примеру, на съёмке конференции нужно сделать следующие снимки:

  • Бренд заказчика
  • Встреча и регистрация гостей
  • Вручение подарков. Обязательно должен быть виден логотип заказчика
  • Общение
  • Общие планы зала
  • Выступление спикеров. Тут нужно для каждого выступающего сделать серию снимков: портрет с различной мимикой, поясной портрет, снимок в полный рост, общий план зала и выступающего спикера

Технические сложности

Самая большая сложность для начинающих - это работа со вспышкой. Снимок может получиться плоским. Часто встречается на снимках такое явление как синеватый передний план и жёлтый задний. Это значит, что фотограф не использовал цветные гели для вспышки тогда, когда они были нужны. Очень важно научиться правильно сочетать свет от вспышки и освещение площадки.

Для чего лучше использовать вспышку?

Практически все кадры в помещении снимаются со вспышкой. Очень важно научиться отражать свет вспышки от стен и потолка и контролировать его цветовую температуру.

Несколько вспышек в репортаже

На закрытых мероприятиях обычно в последнюю очередь думают о качестве света. Для таких ситуаций приходится перестраховываться и корректировать освещение собственными силами. Несколько вспышек удобно использовать на статичных мероприятиях, когда все действия происходят в одном зале.

Сложность в работе с несколькими вспышками

Самое сложное - это работа с синхронизацией вспышек. Инфракрасная синхронизация удобна в малых залах. Для большого зала придётся использовать дополнительные аксессуары в виде радиосинхронизаторов. Это и дополнительные затраты и необходимость заботиться о ещё одном наборе аксессуаров.

Обработка снимков

Любой профессиональный графический редактор подойдёт для постобработки. Лучше всего использовать Lightroom и Capture One. Capture One удобен тем, что полностью настраивается под конкретные задачи. Для обработки репортажных снимков многие инструменты ненужны. Их можно просто убрать с панели, чтобы они не занимали место и не отвлекали.

Сложную ретушь проще всего делать в Photoshop. Если нужно отбирать огромное количество RAW-снимков, то тут по скорости с Photo Mechanic никто не сравнится. При обработке большого количества файлов каждая секунда важна, так как если свести все действия к минимальной затрате времени, то можно выгадать не один десяток часов.

На панели инструментов следует оставить все самые важные инструменты, второстепенные также должны быть под рукой, но подальше. Необходимо научиться максимально использовать сочетания клавиш и свести к минимуму движения мышкой. Необходимо научиться работать с группой файлов. Пакетная обработка освободит много времени. Важно выработать принцип группировки кадров по схожести съёмочной ситуации.

С чего начать новичку?

Самое важное - это сделать первый шаг. Просто снять хоть что-нибудь и проанализировать качество своей работы. Поиск слабых мест позволит совершенствоваться и поднимать свой уровень. Возможно вам нужно будет подтянуть работу со вспышкой, навыки обработки или вовсе изучать азы фотографирования. Как только все пробелы в знаниях будут закрыты, можно приступать к более осмысленной и целенаправленной съёмке. Когда вы почувствуете себя уверенно в этом деле, можно переходить на коммерческий уровень.

«Сделай нам фоторепортаж с…» - так чаще всего ставят задачу корреспонденту и так чаще всего обрекают материал на бессмысленность. Ибо такая формулировка:

1) не дает представления о том, в чем же история,

2) подразумевает, что все можно и нужно снять в одном месте и примерно в одно время (как правило, речь идет о мероприятиях),

3) требует того, чтобы фотографий было много, даже если все самое главное можно рассказать при помощи одного снимка,

4) даже если снимки бестолковые, их все равно нужно ставить на полосу в одном номере, единым блоком, иначе будет не «фоторепортаж». В итоге полоса выглядит так, как будто на нее фотоаппарат стошнило случайными фотографиями. Посмотрим, что можно сделать (ну, и чего делать нельзя).

ОШИБКИ РЕДАКТИРОВАНИЯ.

1) Определитесь, что и зачем вы публикуете. Если просто лица местных жителей, то это должна быть именно серия портретов.

2) Групповые портреты (в том числе чиновников) в этом случае не нужны.

3) Как в любом тексте должна быть главная мысль, так и в подборке фотографий должен быть главный снимок. Здесь его нет.

4) Сейчас центром композиции является текст, а он здесь не нужен совсем.

5) Содержание всех снимков и планы практически одинаковы, трудно сказать, что каждый из них добавляет к рассказу.

ОШИБКИ ПЛАНИРОВАНИЯ. «Фотоотчеты» с «мероприятий», прошедших несколько дней назад, не нужны. Фото с мероприятий нужно ставить, если:

там что-то случилось, но тогда история - о том, что произошло,

нужно показать лица местных людей, чтобы люди узнавали себя, покупали газету (но это не должны быть начальники, и лица должны быть видны). Во втором случае текст не нужен, как не нужен текст и в приведенном справа примере. Чего только стоит начало: «Глава администрации городского поселения «Поселок Разумное» не любит пустых обещаний». Все так и кинутся читать.

МАЛЫЙ РАЗМЕР. Групповые фотографии и широкие планы заведомо будут нечитаемы, еслы вы ставите их на полторы колонки. Сейчас это просто потеря места.

ПЛОХИЕ ПОДПИСИ . Формально фотографии подписаны, но они несут или слишком мало, или совсем никакой инфомации: пустые и короткие.

ЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ И МЕСТА

(без основного текста). Это фотозарисовка из газеты «Интекс-Пресс» из г. Барановичи в Беларуси. Журналист и фотокорреспондент поехали в деревню, не зная, что именно они там найдут. Фотографии, таким образом, не привязаны к какому-то сюжету. (Это чем-то похоже на ситуацию, когда корреспондента отправляют «на фоторепортаж».) Ничего не происходило. Материал - просто набор картинок-фактов, которые должны дать читателю почувствовать, что такое сейчас маленькая белорусская деревня. Так как нет сюжета, нет никакого развития, а есть набор открыток, то нет смысла делать какой-то общий текст. Вся описательная информация ушла в подписи к фото (они достаточно большие и информативные). Эта информация привязана к изображению и вместе с фото сама по себе представляет маленькую историйку. Одна историйка - одна грань жизни в деревне. Все вместе они дают более или менее цельную картину, какой ее увидели авторы.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СНИМОК. В материале есть совершенно очевидный главный снимок (он в центре), снимок второго уровня важности (там, где зеркало и радио), снимки третьего уровня и один четвертого (маленький портрет с цитатой). Главный снимок должен содержать в себе фокус публикации: там должны быть и главные герои, и главные эмоции, и самая ключевая информация в подписи.

РАЗВЕРНУТЫЕ ПОДПИСИ. Когда нет основного текста, фотографии становятся способом организации информации. В подписях обозначено, что и кто изображены на снимках и в какой ситуации, сообщается фактическая информация о деревне, добавляются цитаты героев. Все это требует места, что и должно быть предусмотрено версткой.

РАЗНЫЕ СНИМКИ. Фотографии отличаются по планам (общий, деталь), по содержанию (группа, портрет, объект или предмет), по динамике (статичное фото, взаимодействие героев, движение). Это делает всю картинку живой и разнообразной, ты видишь историю как бы со всех сторон. Важно, что журналисты не просто стояли на одном месте, а перемещались по деревне, сознательно искали то, через что можно рассказать про эту деревню.

ФОТОИСТОРИЯ

Это история из того же «Интекс-Пресса». Она о единственной в городе патронажной сестре, которая ухаживает за больными стариками, и о том, как она работает. Здесь есть история, сюжет, а значит, и основной текст. Хотя фотографии сделаны на протяжении нескольких дней, они как бы выстраиваются в описание одного дня, который читатель проживает вместе с сестрой Катей. День начинается с того, как Катя идет к больным, а далее описываются разные ситуации и проблемы, с которыми она сталкивается. Здесь есть центральный снимок, но остальные фотографии - примерно одного размера и веса, так как они представляют что-то вроде «кадров» документального фильма. Снимки по содержанию (ракурсы, планы, герои, действие) разные, хотя это и не так просто сделать, когда вы описываете день одного и того же человека и он почти всегда оказывается в кадре. В данном случае фотожурналисту пришлось доснимать кадры, которых не хватало.