Как отдохнуть от учебы. Почему школьники сильно устают? От «выгоревшего» студента - к плохому профессионалу

Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Почему школьники сильно устают?

  • 21445
  • 08.11.2017

Не раз в школьные годы у меня возникала мысль, что я больна чем-то серьезным. Нет, я так думала не для того, чтобы испугать родителей и не ходить в школу. Такие мысли у меня возникали, потому что практически каждый день я чувствовала себя уставшей. Сильно уставшей.

Сейчас это стало расхожей идеей - школьники перегружены, их здоровье под угрозой, надо уменьшать количество уроков и домашних заданий. Знаете? Нет, не надо. Дело не в уроках и не в домашних заданиях.

Если вспоминать школьные годы, то вот что странное становится понятным: сильно уставая изо дня в день в течение четверти, я довольно легко и без усталости справлялась со сравнимой, а то и большей нагрузкой в каникулы.

Обычный учебный день в старших классах - это 7-8 уроков в школе плюс 2 часа на выполнение домашних заданий дома. И к ночи сил не было вообще. Хотелось уткнуться в подушку и плакать от усталости и жалости к себе. Но наступали каникулы и случалось чудо! Я могла и 10, и 12 часов в день усердно заниматься той же математикой, чтобы нагнать отставание или отработать то, что не давалось, но при этом к ночи выжатой как лимон я себя не чувствовала. Почему?

Я поговорила на эту тему со своими бывшими одноклассниками и нынешними одногруппниками в колледже и убедилась в том, что описанная мной выше ситуация - не следствие моих индивидуальных особенностей, а очень распространенная штука.

Уровень шума

В школе очень шумно. Мы, конечно, привыкаем и даже не очень замечаем этот постоянный шум на переменах, но он сказывается на нашей работоспособности. Ведь недаром людям, которые работают на производстве, рекомендуют надевать заглушающие наушники, и считают такую работу вредной. Вот обычный учебный день. 15 минут до первого урока и потом 7 перемен по 10-20 минут, всего 2 часа в день существования в очень шумных коридорах. В кабинеты ученикам заходить нельзя, потому что они проветриваются. В коридорах школы одновременно находится 800 человек. Даже, если они просто будут разговаривать, не будут кричать, вопить, визжать и хохотать, все равно будет шумно. А где вы видели школьников, которые не орут и не визжат на переменах?

Уровень стресса

«Спросят или не спросят?», «Сегодня контрольная, а если трудный вариант?», «Ленка опять про меня гадость какую-то сказала, вон как они все ржут», «Тамара Петровна в плохом настроении, опять орать будет, а я на первой парте, вот на меня и будет», «Игорь снова наезжает на новенького. Вступиться? Тогда и я огребу. Не реагировать? Так противно же», «А где моя тетрадь по физике?! Дома забыла? Или оставила где-то? Ох!» ну и т.д. Сколько стрессовых моментов происходит в течение одного школьного дня? Да десятки! Да, это все мелочи, но мелочи, которые вызывают эмоциональный отклик, иногда даже выброс адреналина. И когда вот так каждый день, понятно, что за неделю устаешь так, что хочется натереть градусник и поболеть хотя бы три дня дома.

Резкое переключение

Сидишь ты на уроке литературы. Ольга Владимировна рассказывает про Чехова, мы обсуждаем «Вишневый сад», спорим, приводим в доказательство цитаты, кто-то защищает Лопахина, кто-то жалеет Раневскую, в голове уже сами собой складываются строчки сочинения, которое ты уже рвешься написать… И вдруг звонок. «Все, ребята, закончим на следующем уроке в пятницу».

И ты идешь на химию. И первые 10 минут урока прикладываешь максимум усилий, чтобы выбраться из вишневого сада, чтобы перестать слышать удары топора и начать хоть как-то въезжать в то, о чем говорит учитель. И ровно в тот момент, когда ты полностью погрузился в тему, и даже задача вроде бы стала решаться, снова звенит звонок. И так 7-8 раз в день. Каждый день.

А уж если ты после урока физкультуры приходишь на математику, то даже попыток не делаешь понять то, о чем идет речь, - бесполезно. Мозг начинает нормально функционировать только к концу урока.

И эти постоянные качели, когда ты то понимаешь, то не понимаешь, когда ты то в вишневом саде, то по уши в логарифмах, они тоже выматывают. А в голове остается каша, которую тебе вечером предстоит разбирать на составляющие ее части, раскладывать по полочкам.

Мне могут сказать, что так учились всегда, и в последнее время дети не стали громче кричать, учителя не стали чаще вызывать к доске, а уроки не стали короче. Да, это все так. Но 20-30-50 лет назад не было такого информационного поля, в которое мы постоянно погружены. К нашему школьному шуму, к нашим школьным стрессам и резким переключениям добавляется огромный массив информации, которую мы получаем из интернета в ежедневном режиме. И не можем не получать, потому что это требование сегодняшнего дня - быть в курсе, быть в теме, кушать большой ложкой статусы, твиты, посты, комментарии и новости. Это то, от чего уже нельзя отказаться.

Я не знаю, насколько я права в своих предположениях. Сейчас я учусь в колледже, где нет маленьких детей, поэтому нет шума, где преподаватели видят в нас взрослых людей, поэтому моментов стресса очень мало, где у нас не уроки, а пары, длящиеся по полтора часа, поэтому нет резких переключений. И хотя предметы у нас серьезные, требования в колледже высокие, а домашних заданий немало, я устаю существенно меньше. И по вечерам мне не хочется плакать в подушку от усталости и жалости к себе.

Смею предположить, что и учителя ощущают постоянную усталость по тем же причинам. Мы-то 11 лет отучились и ушли, а они всю жизнь так работают. Можно только посочувствовать.

Комментарии (12)

    Спасибо!Прекрасный анализ.Я с Вами полностью согласна.Хотя и домашние задания сейчас стали не только объёмнее,но и...бестолковее!Нет ясной структуры,и учителя сами не видят целей и задач.Вернее задача одна,-впихнуть!Увеличился темп подачи информации,а способности к усвоению у детей,как Вы правильно заметили,из-за дополнительных внешних факторов влияния уменьшились!Вот и загоняем себя и детей.

    Статус в сообществе : Конфиденциально

    На сайте : 9 лет

    Род деятельности : Конфиденциально

    Регион проживания : Конфиденциально

    • Ну, у толкового учителя бестолковых заданий, пожалуй, не будет.
      А задача "впихнуть" в принципе невыполнима. Тем более, что просто "подавать информацию" учитель вовсе не должен.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 11 лет

      Род деятельности : Учитель в

      Регион проживания : Новгородская область, Россия

      Я говорю о практике.О том,что наблюдаю и слушаю каждый день в учительской.Несмотря ни на какие инновации,ситуация в школе не меняется.Впихивают в расчёте на репетиторов,и даже не скрывают этого.

      Статус в сообществе : Конфиденциально

      На сайте : 9 лет

      Род деятельности : Конфиденциально

      Регион проживания : Конфиденциально

      Усталость школьника - она не только следствие неразумной организации школьного обучения, она ещё и причина постепенного отказа школьника от обучения вообще, не только в школе.
      Не соглашусь с автором только в одном.
      Не все дети устают в школе, а только те, кто всё ещё приходит в школу учиться. У того, перед кем такая задача уже не стоит, всё в порядке, особенно сейчас, когда учителя перестали быть дотошными и не пытаются достучаться до каждого ученика. Но это только доказывает авторскую мысль, что причина усталости - в организации учёбы. И не только усталости, но и болезней.

      Мой старший сын не смог закончить первый класс. Весь год он неделю учился - месяц лечился. Когда в апреле учительница сказала, что оставит его на второй год, мы с женой забрали ребёнка из школы. За лето сами изучили программу начальной школы, проанализировали доступные учебные материалы. По чтению и окружающему миру подобрали книжки, по русскому языку и математике не нашли ничего подходящего, написали и издали свои. Для закрепления материала купили готовые рабочие тетради. Запаслись десятком разных словарей.
      С началом учебного года арендовали в одной из школ две классных комнаты, пригласили ещё несколько детей, у которых тоже в школе не получалось, и начали заниматься. Использовали Технологию обучения, о которой я много рассказываю на Педсовете, в которой ученик самостоятельно добывает знания из учебника под наблюдением и при поддержке учителя. Три года мой сын занимался таким образом. Четыре урока в день по 60 минут. За всё время не болел ни разу.

      Когда пришло время вернуться в пятый класс, управление образования организовало для него тестирование в одной из школ города. Нам не разрешили сдать все четыре экзамена за один раз. Не положено. Хотя каждый тест занимал у ребёнка не более 15 минут. Члены комиссии извинялись: "Вы понимаете, мы не можем поставить вам все пятёрки, потому что вы не обучались в школе". Интересные критерии оценки.

      Когда сын снова начал заниматься в школе, его сильно удивляло, что на уроках они очень мало выполняли практических заданий. Одно-два, редко - три. Он привык делать по 20-30.
      И ещё один показательный случай. Как-то в пятом классе моей жене позвонила мама одноклассника сына, говорит, что её ребёнок пришёл из школы в слезах, не может успокоиться, учительница очень сильно ругалась и кричала на уроке. Спрашивает, как наш? Наш ничего не рассказывал, а когда его спросили, он спокойно ответил, что у учительницы сегодня были какие-то проблемы, не связанные с учёбой.

      Вывод очевиден. Когда ребёнок занимается предметом без посредника, в своём темпе, и у него это получается, он спокоен, он не устаёт и не болеет, потому что он не расстраивается. Ребёнок селфдетерминирован, он сам управляет своей учёбой и учится управлять жизнью.

      Вы абсолютно правы, Софья. В школе нужно что-то поменять.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 2 года

      Род деятельности : Предприниматель

      Регион проживания : Самарская область, Россия

      • Андрей, вы правы. В школе нужно что-то поменять. Количество учеников в классах зашкаливает уже под 35. Какой уже там индивидуальный подход. Выжить бы как-нибудь.

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 2 года

        Род деятельности : Учитель начальной школы в общеобразовательной организации

        Регион проживания : Челябинская область, Россия

        Очень интересный опыт!Вижу,что мой сын в школу ходит точно не учиться.Учится он в Интернете,причём это интересная информация и практические навыки,разные ремёсла,идеи для изобретений,которые он воплощает руками!А в школе у него друзья и его любимая...хоровая капелла!:)

Давайте признаем: учиться очень трудно. Иногда это настолько скучно, что бывает невозможно сосредоточиться на выполнении заданий. Хотя учёба не самое любимое времяпрепровождение для некоторых из нас, есть несколько способов, которые сделают её легче и эффективнее. В статье мы расскажем о шести методах, которые помогут быть расслабленным, но в то же время сосредоточенным во время учёбы.

Составьте расписание

«Я начну заниматься, как только у меня появится свободное время», – величайшая ложь на Земле. Вы и сами знаете, чем это заканчивается: у вас найдётся время, чтобы узнать всё о профессии переворачивателя пингвинов, но только не на учёбу. И всё потому, что вы не внесли учёбу в расписание. Выберите подходящее время суток – сразу после завтрака, обеда или ужина, ночью, когда все домашние лягут спать – и старайтесь постоянно заниматься в этот час. Как показывает практика, чем чаще вы занимаетесь в одно и то же время, тем сильнее оно начинает ассоциироваться с учёбой и, следовательно, тем выше будет уровень вашей сосредоточенности.

Создайте комфортные условия

Если вы ни минуты не можете обойтись без музыки, наслаждайтесь ею во время подготовки к занятиям (при условии, что она не мешает понимать материал). Во время занятий помогут взбодриться чай или кофе, но не стоит ими злоупотреблять, так как их чрезмерное и позднее употребление повлияет на качество сна, что в свою очередь скажется на способности соображать. Заботясь о комфорте, вы помогаете себе настроиться на работу – только так вы сможете оставаться бодрым и сосредоточенным.

Держите всё под рукой

Книги, конспекты, ноутбук, тетради для записей, маркеры, ручки и даже бутерброды с шоколадками для перекуса – всё должно лежать как можно ближе к вам. Убедитесь, что вам не придётся вставать с места за чем‑либо во время подготовки, так как это отвлечет вас, и вернуться на прежний уровень концентрации будет сложно.

Запланируйте перерывы

Даже те из нас, кто могут часами проводить за книгами, в какой‑то момент могут устать. C этим нельзя не согласиться – подготовка к занятиям отнимает много сил, как умственных, так и физических. Чтобы не перегружать себя, поставьте таймер или будильник на мобильном телефоне, который напомнит вам о том, что настало время сделать перерыв. Встаньте со стула, потянитесь, сделайте пару упражнений, выпейте стакан воды. Не забывайте о том, что перерыв не должен быть слишком долгим, в противном случае рабочий настрой пропадёт совсем. Маленькие перерывы нужны для того, чтобы вы не переутомились и после небольшого отдыха вернулись к работе отдохнувшим и бодрым.

Учитесь активно

Пассивное обучение включает в себя чтение и написание конспектов. Его главный минус в том, что вы не анализируете информацию. В отличие от пассивного обучения, активное включает в себя обсуждение полученной информации и её осмысление. Метод активного обучения поможет лучше понять, а следовательно запомнить изучаемый материал. Изучайте новое и обсуждайте материал вместе с приятелями по учёбе или работе. Если вы занимаетесь одной задачей слишком долго, то почувствуете усталость скорее, чем в случае, если комбинируете разные методы обучения. Чередуйте пассивный и активный способы усвоения новой информации и вскоре вы увидите, что занятия приносят удовольствие, а главное хорошие результаты.

Найдите место для комфортных занятий

В библиотеке или кофейне, дома или в школе – в наши дни можно учиться где угодно. При выборе места для занятий, учитывайте, насколько легко вы отвлекаетесь. Например, не стоит заниматься в кафе, если вы оборачиваетесь всякий раз, когда открывается входная дверь или мимо проходит официант. Также обратите внимание, насколько вам физически комфортно находиться в месте, которое вы выбрали для занятий. Если вам нравится атмосфера в библиотеке, но стулья там не слишком удобные, лучше поискать другое место. Вы же не хотите отвлекаться из‑за жестких стульев, плохого освещения или раздражающих звуков?

А что помогает вам сосредоточиться на учёбе? Делитесь советами в комментариях!

Инструкция

Во время учебы устает не только мозг, глаза, но и тело ученика. Поэтому лучшим отдыхом будет активное времяпрепровождение. А под этим понятием подразумевается очень многое: это может быть кратковременная разминка дома, постоянные занятия спортом в секции, пробежки в лесу или на стадионе, активные игры на свежем воздухе и даже просто прогулка по улицам. Все эти виды отдыха благотворно влияют на мозг, держат в тонусе тело, помогают расслабиться и отвлечься. Кроме того, даже после кратковременных занятий спортом в организме повышается доля эндорфинов - гормонов счастья. А это значит, хорошее настроение после активной деятельности обеспечено, можно с новыми силами приступать к учебе.

Хорошим способом отдохнуть будет смена обстановки. Если студент целую неделю видел только стены своего дома, университета и библиотеки, нельзя оставаться дома и . Нужно выбраться в новое место, чтобы мозг смог переключиться на другую обстановку. Для этого подойдет как отдых на природе, так и походы в театр или музей, посещение развлекательных мероприятий. Можно совместить активный отдых со сменой обстановки и посетить дискотеку или ночной клуб. Впрочем, увлекаться подобными заведениями все же не стоит: они не так уж дешевы для тех, кто пока сам деньги не , а еще хорошо затягивают и отвлекают от главной деятельности студента - хорошей учебы.

Встречи с друзьями, вечеринки и игры прекрасно отвлекают от проблем и повседневных дел. Собраться веселой компанией можно и в будний день, и в праздники, только не забудьте окончательно про обязанности и накопившиеся задания, курсовые или контрольные работы. Проводить с друзьями время нужно обязательно, но такие развлечения увлекают порой слишком сильно.

Другой вид умственной деятельности тоже может помочь мозгу отдохнуть и развеяться. Особенно это может понравиться тем студентам, которые предпочитают домашние посиделки шумным вечеринкам в барах и клубах. Чтение книги, просмотр фильмов, складывание головоломок или рукоделие отлично переключают внимание от учебы и помогают расслабиться. Всего 2-3 часа таких спокойных занятий помогут восстановиться уставшему организму и вернут ему полноценную активность.

Сон отлично помогает восстановить силы, так что пренебрегать им тоже не нужно. Ведь обычно получается, что студенты или школьники чаще всего не досыпают, устают и потому не могут сосредоточиться на работе. Если выдалось свободное время, а позади множество бессонных ночей, лучше всего будет просто лечь спать пораньше.

Что делать с усталым школьником

Домашние задания делаются левой пяткой через правое ухо, уроки прогуливаются, контрольные проваливаются, и вообще, ребенка словно подменили: хамит, капризничает… «Во всем виновата школа: программы непродуманные, не интересные, учителя - непрофессиональные», - решают порой родители, и… они не правы! Дети просто устали!

Усталость к концу учебного года - явление совершенно заурядное. Вспомните свои школьные годы, какие нечеловеческие усилия приходилось прикладывать для учебы в мае! Да что школа - даже сегодня последние недели перед отпуском дорабатываются с большим трудом. Так что дело не в «неправильной» школьной программе, усталость школьников была всегда.

Основные признаки того, что школьник устал

Отсутствие концентрации. Усевшись за домашнюю работу, ребенок долго не может сосредоточиться, отвлекается на разные мелочи. Приступив к выполнению упражнений, может забыть, в чем заключается задание.

    . Ребенок долго не может заснуть вечером, хотя ложится даже позже положенного, или, наоборот, засыпает днем буквально на ходу.

    Проблемы с аппетитом. Ребенок не просто не ест (зачастую родители судят о детском аппетите субъективно), а теряет вес, чего происходить не должно.

    Утрачивается самоконтроль. Младшеклассники становятся плаксивыми и раздражительными, подростки - грубыми и агрессивными, могут «сорваться» в ответ на самое невинное замечание.

    Головная боль и скачки артериального давления как регулярное явление.

Внимание! Головная боль и плохое самочувствие могут не только свидетельствовать об усталости, но быть признаками серьезных заболеваний! Если состояние ребенка вас беспокоит, он регулярно жалуется на головную боль, отсутствие аппетита, бессонницу или сонливость - обратитесь к вашему лечащему врачу!

Что делать с усталым школьником

Наверняка вы уже и сами составили в уме список неотложных мер: купить витамины, наладить режим дня, гулять, меньше времени проводить за гаджетами… Поэтому поговорим о том, что вы, возможно, упустили из вида.

Не ругайтесь!

Приятная атмосфера в доме способна встряхнуть даже самого усталого школьника. Да, возможно вам тоже непросто, но за позитивный настрой в доме отвечаете сейчас именно вы! Веселые чаепития с плюшками, кинокомедии по выходным, зоопарк, цирк, гости - все, что любит ваш ребенок, пригодится вам сейчас как никогда.

Трудно сдержать раздражение, когда в дневнике «опять двойка», годовые оценки под угрозой и усилия всего года буквально идут псу под хвост. Но ваши нотации в данном случае никак не поправят положение дел.

Больше белка

Весной родители обычно обеспокоены тем, получают ли их дети достаточно витаминов, и не следят за сбалансированностью питания. Между тем, в отличие от взрослых, дети растут! А для роста им необходима белковая пища. Мясо, птица, рыба, несладкие молочные продукты (особенно творог, сыр, йогурты), бобовые (соя, фасоль, горошек), яйца - такие продукты должно быть в меню ребенка ежедневно!

Ребенок школьного возраста должен получать 80-100 граммов белка в сутки, причем не менее 60% из них - животного происхождения.

Даже если ваша семья придерживается принципов вегетарианского питания, не оставляйте детей без молочных продуктов и обязательно посоветуйтесь с диетологом, составляя рацион школьника.

Бросайте дополнительные занятия

Если в сентябре ваш ребенок с удовольствием посещал «драмкружок, кружок по фото», сейчас у него определенно не хватит сил на все это, даже если желание по-прежнему осталось. Так что без сожаления расставайтесь с теми хобби, которые ребенку наскучили, и постарайтесь сделать паузу там, где это возможно. Можно договориться с руководителем студии о том, что вы уйдете «на каникулы» на пару месяцев раньше, или просто позволить ребенку пропустить насколько занятий.

Многие мамы и папы не понимают, насколько это важно. В самом деле, в хоровой или танцевальной студии ребенок занимается совершенно не тем, чем в школе, как же это может усугублять школьную нагрузку? Тем не менее, именно весной у школьников возникает потребность в состоянии полного покоя - порой дети просто лежат без всякого занятия, глядя в потолок… Это не лень, это «перезагрузка мозга»!

Если в начале учебного года ребенок сидел за столом прямо, то к весне многие школьники буквально перекособочиваются. А неправильная осанка - это ухудшение кровоснабжения жизненно важных органов, в том числе и мозга. Контролируйте осанку ребенка и приучите его делать перерывы для оздоровительной гимнастики. Даже если ребенок будет регулярно прерываться для простейшего упражнения-самопроверки (подойти к стене и коснуться ее одновременно затылком, лопатками, ягодицами, пятками) - это уже неплохо!

Подростков нужно мотивировать на «закачку» спины - это же не просто правильная осанка, это еще и красиво.

Болейте на здоровье

Весной, как и зимой и осенью, дети болеют ОРВИ. Но на восстановление им может понадобиться больше времени, чем обычно! Не торопите педиатра с закрытием больничного - лишние три-четыре дня дома ребенку совершенно не помешают.

Если вы пренебрегали общеоздоравливающими процедурами, то теперь самое время о них вспомнить. Обливания теплой (не холодной, но и не горячей!) водой, отвар ромашки и шиповника - все это вам пригодится.

Дорогие родители, крепитесь - лето, а значит и летние каникулы, уже близко!