Хочу научится играть на синтезаторе. Синтезатор

Я недавно рассказывала о том, что мы купили Даше и до недавнего времени он просто стоял у нас в качестве музыкальной игрушки, которую мы так или иначе старались .

И вот на днях я решилась на то, чтобы начать осваивать синтезатор более серьезно, чтобы научить Дашу основным навыкам игры на нем. Проблема состоит в том, что я понятия не имею, как учить играть ребенка на музыкальном инструменте, так как музыка одна из самых далеких для моего понимания дисциплин.

Поэтому учиться мы начали вместе.

Учиться мы будем медлено, но я постараюсь рассказывать вам о наших занятиях и успехах.

Итак, начали мы с того, что подписали каждую клавишу на нашем синтезаторе. Во-первых, это очень помогает мне, во-вторых, это стимулирует Дашу к чтению слогов и идентификации нот.

Начали мы нашу игру со стихотворения про звуки

Распевают звонко птицы,

Дождь косой в окно стучится,

Мышка в подполе шуршит,

Колокол в тиши звенит.

(стихотворение очень большое, поэтому его полную версию можно . Называется оно «Первые шаги маленького музыканта К. Иванова»)

Мы поговорили о том, какие звуки встречаются в нем и попробовали изобразить их с помощью окружающих нас предметов, шуршание с помощью пакета, звон – колокольчик и т.д. Пришли к выводу, что все вокруг имеет свой звук и музыку можно создать с помощью различных вещей. Сели поближе к синтезатору и уже во время чтения стиха пытались найти на нем клавиши с высоким и низким звучанием. Я предложила Даше провести ассоциацию нотки и животного. Честно скажу, что стих заранее не читала и животных мы подбирали сами. Каково же было мое удивление, когда все животные совпали с предложенными в стихотворении, кроме птички. Мы вместо нее подобрали мышку.

Потом мы по очереди называли животного и по очереди подбирали нотки снова и снова. В какой-то момент мы стали называть нотку, которая по нашему мнению соответствовала тому или иному животному.

И вот мы записали на мольберте все 7 ноток и стали придумывать к ним ассоциации: До – домик, Ре – репка и т.д. (ассоциации были предложены авторами нашего музыкального букваря).

Потом мы стерли все ноты и через некоторое время я предложила Даше вспомнить, какому рисунку соответствует нотка. Она справилась. Потом мы стерли картинки и оставили нотки. Которые я поменяла местами и Даша уже вспоминала картинку ассоциацию к ноте.

Потом мы перешли к нотному стану.

Ноты в домике живут,

НОТНЫМ СТАНОМ дом зовут.

Пять ЛИНЕЕК начертили –

Дом для ноток получили.

Начертили на маленькой грифельной доске, подаренной Лизой (об этой потрясающей посылке я расскажу в следующий раз 😉), нотный стан. Даша сама подписала номера линеечек на нем и мы запомнили, что их 5, столько же, сколько и пальчиков на руке.

Чтобы нотки зазвучали,

Нужен ноткам свой начальник.

Познакомьтесь – КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ –

Командир для нот отличный!

Снова на мольберте нарисовали нотный стан и рядом с ним скрипичный ключ.

Я нарисовала несколько скрипичных ключей из точек и Даша стала учиться их рисовать.

Вы с легкостью сможете сыграть большое количество произведений, даже не зная нотной грамоты. Все, что вам нужно – это распечатать разноцветные наклейки с изображением нот и наклеить на нужные клавиши согласно схеме.

Запомните! Между нотами СИ и ДО, МИ и ФА нет черной клавиши. Поэтому при расклейке клавиш помните об этом, а также смотрите на нашу схему:

Скачайте и распечатайте наклейки на клавиши

Поскольку клавиши «настоящего пианино» по размеру отличаются от детского игрушечного пианино, то мы предлагаем Вам несколько вариантов наклеек (основные ноты - 2 см в ширину, черные клавиши 1,5 см, основные и черные клавиши - 1 см):

Распечатать их можно в любом фотосалоне. Цветная печать на страницах А4.

Как нужно играть?

Выберете песню

Выберете интересную песню в разделе «Музыкального развития» и распечатайте схему игры. Для удобства вам предлагаются несколько схем.

Пример схемы с цифрами, где изображены клавиши пианино и используемые ноты

Пример подробной схемы с пошаговым нажатием клавиш

Прослушайте аудио-файл

Для того чтобы мелодия в вашем исполнении максимально была приближена к оригиналу необходимо соблюдать все паузы, ритм и темп. Для этого прослушайте аудио файл в статье.

Как научиться играть на синтезаторе, да ещё и разобраться во всём самостоятельно? Именно об этом мы сегодня и поговорим. Перед началом нашего разговора дадим вам всего две установки.

Ну, во-первых, есть одно универсальное правило: чтобы научиться играть на клавишах, нужно всего-то в один прекрасный день просто взять да и начать играть на них. В самом деле, игра – это практический вид деятельности, сопряжённый в некоторой степени с хитростью ума.

Во-вторых, нужны тренировки, ведь игра на для «молодых, озорных» и совсем зелёных новичков – это как игра в футбол. Представьте, сколько голов на матче забьёт футболист, если «забьёт» на свои тренировки. Я думаю, что очень немного, а вы как думаете? А вот постоянный тренаж позволяет улучшать и совершенствовать свои навыки. Результаты обычно не заставляют себя долго ждать – то, что не получилось сегодня, выходит прекрасно буквально уже на следующий день!

В дополнение к этим «установкам» заметим, что для того чтобы вам начать учиться игре на синтезаторе и для того чтобы в тренировках оттачивать свои умения, нужно чтобы этот самый синтезатор у вас был. Свой собственный инструмент, с которым вы вольны делать всё, что хотите. Пусть даже это будет самая дешёвая модель (дёшево не значит плохо) или вообще «синтезатор-игрушка» – для начала сойдёт и так. Если собираетесь приобрести инструмент круче, то о том, как выбрать синтезатор можно почитать в . Вот, а теперь вернёмся к нашему основному вопросу и займёмся им вплотную.

Знакомство с инструментом

Вообще, достаточно просто включить инструмент, чтобы уже начать играть на нём, но не лишним будет поближе познакомиться с основными возможностями синтезатора. Этот инструмент назвали синтезатором, потому что он объединяет в себе сотни тембров самых разных музыкальных инструментов и сотни готовых аранжировок во всех возможных стилях инструментальной музыки.

Давайте посмотрим, за какую функцию на клавишах отвечает та или иная кнопочка. Итак, что же умеют наши синтезаторы:

  1. Воспроизводить различные инструментальные тембры (банк инструментов). Для того чтобы было проще найти необходимый нам тембр производители синтезаторов группируют их по некоторым признакам: тип инструмента (духовой, струнный и т.д.), материал изготовления инструмента (дерево или медь). У любого тембра есть порядковый номер (у каждого производителя своя нумерация – на корпусе обычно выводятся сокращённые списки, полные списки кодов для банка инструментов публикуют в руководстве для пользователя).
  2. Автоматический аккомпанемент или «самограйка» – эта функция гораздо упрощает игру на синтезаторе. С помощью нее вы сможете сыграть пьесу в любом стиле (блюз, хип-хоп, рок и других) или жанре (вальс, полька, баллада, марш и т.д.). Самое приятное заключается в том, что для создания музыки с «самоиграйкой» даже не требуется знания нот. Просто запустили процесс – импровизируете и наслаждаетесь.
  3. Кроме стилей готовых аранжировок можно ещё поэкспериментировать с темпом и высотой звучания (тональностью) проигрываемого аккомпанемента.
  4. Кнопка записи сохранит проигранную вами мелодию. Можете использовать ее как вторую партию вашего сочинения: просто включите запись и поверху сыграйте что-либо другое.

Теперь давайте рассмотрим рабочую панель самого простого синтезатора. В ней всё просто и логично, нет ничего лишнего. Рабочие столы синтезаторов в своём большинстве однотипны. Посмотрите на картинку – на всех других моделях всё устроено почти так же:

Знакомство с нотной грамотой

Перед тем, как конкретно засесть за клавиши желательно поинтересоваться базовыми музыкальными знаниями. Не переживайте, их не так уж и много! Вам в помощь – , который наш сайт дарит всем желающим. Заполняйте форму (в верхней правой части этой странички) для получения простого и понятного учебника для тех, кто страстно желает постичь эту зверскую науку.

Как действовать, если вы решили научиться играть на синтезаторе самостоятельно?

Для тех, кто решил самостоятельно всё освоить – несколько советов. Вам нужно не увлекаться теорией, просмотром видео-лекций и чтением тысяч книг для чайников. Ваше музыкальное восприятие настолько свежее, что вы можете многому научиться интуитивно, главное – больше практиковаться. Это совет первый.

Чтобы что-то начало получаться придётся посвящать время занятиям на инструменте – это сильно увлекает, прямо «сносит крышу», поэтому чтобы не просиживать за инструментом ночи напролёт, просите родственников время от времени отрывать вас от синтезатора и укладывать спать. Это был второй совет.

Шутки шутками, а есть настоящие проблемы, которые возникают у начинающих. Многие новички берутся за то, что им временно не по зубам – этого делать не нужно. Если хотите сыграть что-нибудь сложное – поищите упрощённый вариант этой пьесы, а лучше и начните с одноголосных мелодий, простейших упражнений и может быть даже гамм (некоторым нравится играть гаммы – часами сидят, не отрываясь).

Есть у музыкантов такое понятие, как аппликатура . Этим страшным словом называют целесообразность игры той или иной ноты тем или иным пальцем. Короче говоря: какими пальцами нажимать кнопочки. Вам может показаться, что это всё смешно, но о важности аппликатурных принципов мы не сказать не можем.

Представьте себе: вам нужно сыграть пять нот подряд, пять клавиш, которые располагаются одна за другой на клавиатуре. Как проще и быстрее это сделать? Ведь не одним и тем же пальцем потыкать во все пять кнопочек? Конечно же, нет! Гораздо удобнее расставить пять пальцев руки (по одной над каждой клавишей), а затее легкими «молоточкообразными» движениями перебрать пять клавиш.

Кстати, пальцы клавишников не называются своими именами (большой, указательный, средний и т.д.), а нумеруются: 1 – большой, 2 – указательный, 3 – средний, 4 – безымянный, 5 – мизинец. В хороших нотах для начинающих над каждой нотой проставлена аппликатура (то есть «номера» пальцев, которыми нужно играть эти ноты).

Следующее, чему необходимо научиться – брать аккорды (три звука взятых одновременно). Четко отрабатывайте движения, переставляя пальцы с клавиш на клавиши. Не получается какой-то фрагмент – проигрывайте его снова и снова, доведите движение до автоматизма.

Выучили расположение нот – читайте их с листа (то есть старайтесь проигрывать незнакомую пьесу в среднем темпе, делая как можно меньше ошибок). Читка нот с листа – это важнейших навык для тех, кто в дальнейшем желает не просто механически исполнять заученные мелодии, а быстро и без каких-либо сложностей играть совершенно новые для себя пьесы прямо с нот (это особенно пригодиться на семейных встречах, вечеринках – можно исполнять песни по заказу своих друзей).

Как играть на синтезаторе, не зная нот?

Не знаете нот и тем более не представляете, как играть на синтезаторе? Побалуйте себя, почувствуйте себя мега-клавишником – поможет вам в этом автоаккомпанемент. Овладеть навыком игры на синтезаторе с помощью «самограйки» проще простого, выполняйте задания по пунктам:

  1. Включите функцию аккомпанемента. Мы ещё найдём все нужные нам кнопочки.
  2. Знайте, что левая рука отвечает за аккомпанемент, а правая – за главную мелодическую линию (играть мелодию даже не обязательно).
  3. Выберите стиль произведения, который вы собираетесь исполнить. Определитесь с его темпом.
  4. Выберите тембр инструмента сольной партии (если будете играть какую-нибудь мелодию, если нет – то пропустите).
  5. Включите кнопочку типа «PLAY» или «START» и синтезатор сам проиграет вступление.
  6. Левой рукой в левой половине клавиатуры (чем ближе к краю, тем лучше) берите аккорды или просто нажимайте любую клавишу. Инструмент за вас сыграет ритм, бас, аккомпанемент, педаль и всё остальное.
  7. Правой рукой можете попробовать наиграть какую-нибудь мелодию. В принципе это не обязательное условие, ведь под сделанный вами аккомпанемент можно и спеть!
  8. Песня заканчивается? Нажмите «STOP» и синтезатор сам проиграет вам интересный финал.

Для того, чтобы пользоваться всеми этими режимами – найдите на своей модели ряд кнопочек, которые схожи с теми, что изображены на рисунке:

Учимся самостоятельно или берем уроки?

Существует несколько вариантов обучения, рассмотрим каждый из них.

  1. Частные уроки у преподавателя. Неплохой вариант для тех, кто не умеет себя дисциплинировать. Обязательное посещение занятий и регулярное выполнение домашних заданий заставит вас рано или поздно что-либо сыграть на синтезаторе.
  2. Курсы игры на синтезаторе. Занятия проходят так же, как и частные, только вместо одного человека, педагог учит сразу же нескольких, что не так уж и эффективно.
  3. Видео-уроки. Неплохой метод обучения: качаете урок, просматриваете его несколько раз и выполняете все по рекомендациям педагога. Время занятий и сроки изучения материала вы ставите для себя сами.
  4. Самоучитель игры (книга, сайт, онлайн-журнал и т.д.). Еще один неплохой способ изучения особенностей игры на синтезаторе. Выбираете понравившийся материал – и вперед, на музыкальные баррикады. Большой плюс в том, что всегда можно вернуться назад и прочитать (просмотреть) непонятый материал еще и еще раз.
  5. С помощью синтезаторной «обучалки». На экране дисплея программа подсказывает вам, какие клавиши, какой рукой и пальцами надо нажимать. Этот метод больше похож на натаскивание. У вас, несомненно, возникнут рефлексы а-ля «собака Павлова» вот только это не поможет вам продвинуться далеко в исполнительском мастерстве на синтезаторе.

Конечно, все узнать о том, как научиться играть на синтезаторе за один раз невозможно. Но мы помогли решить проблемы, с которыми сталкиваются все новички.

Синтезатор на сегодняшний день - это весьма популярный инструмент, пользующийся спросом у любителей и профессионалов различных направлений и категорий. Даже детям, собирающимся осваивать музыкальные просторы, родители приобретают именно этот инструмент. Но для того чтобы владеть исполнительскими навыками, необходимы музыкальные способности и определённые знания теории. Но в том случае, если ваше детство прошло без посещения школы искусств, а репетиторов привлекать нет желания, то вполне возможно это сделать самостоятельно и в любом возрасте. Ведь разве есть какая-нибудь преграда для человека, который одержим столь благородной целью? Перед тем как научиться играть на синтезаторе, нужно познакомиться с этим инструментом.

Возможности инструмента

В синтезаторе есть банк инструментов с разделением по типам тембров. С их помощью можно воспроизвести целый оркестр или солировать на одном из них.

Также в синтезаторе есть сотни минусовок и аранжировок, выбрав которые, появляется возможность импровизировать и составлять свой музыкально-ритмический рисунок.

С помощью встроенного в инструмент эквалайзера можно с лёгкостью настроить нужную частоту звучания. А с функцией автоаккомпанемента сопровождение песни будет более красочным и ярким, достаточно лишь выбрать подходящий ритм и вовремя менять аккорды в левой руке. Данная опция позволяет исполнять композиции, не владея нотной грамотой. Перед тем как научиться играть на синтезаторе, необходимо усвоить основной принцип исполнения: правой руке принадлежит мелодия (то есть то, что поёт или играет солист), а левой - её гармоническое сопровождение.

Желательно изначально приобрести простую, но качественную модель. При этом стоит обратить внимание на клавиатуру, которая должна быть стандартных размеров. Сделать это нужно для того, чтобы потом не пришлось переучиваться и привыкать к нормальному инструменту.

Преподаватель или самообучение?

Приобретая этот инструмент, необходимо определиться для себя, как научиться играть на синтезаторе - с помощью преподавателя или самостоятельно. Здесь есть некоторые отличия, и самым существенным является то, что коррекция и контроль деятельности учащегося осуществляется с помощью устойчивой обратной связи между ним и преподавателем.

Такая связь может быть нескольких видов. К примеру, односторонняя характеризуется отведением главной роли преподавателю. Этот вид характерен для музыкальных школ, где у обучаемого низкая степень свободы. Им лишь выполняется программа обучения игры на синтезаторе, а учителем осуществляется контроль над деятельностью ребёнка.

Двусторонняя обратная связь отличается от упомянутой выше тем, что обучение происходит с учётом интересов ученика и в форме диалога.

Но если вы действительно имеете большое желание овладеть данным инструментом, у вас есть слух и способность к самоконтролю, анализу и поиску, то в этом случае можно приступить к самостоятельному освоению. Здесь контроль осуществляется при помощи сравнения собственного исполнения с неким эталоном (например, видеозаписи, ноты и др.).

Самоучитель

Обычно самоучители условно разделяют на рассказывающие (но иногда и показывающие), как и что необходимо играть, и способствующие развитию навыков самостоятельного творчества, то есть те, которые дополнительно объясняют, почему именно так мы учимся играть на синтезаторе. Вот эти сборники особенно ценны, но при условии доступности поданного материала и использовании понятного нотного материала.

Но, к сожалению, основной проблемой большого количества самоучителей является весьма слабая связь звукового или визуального примера с текстом.

Электронный либо печатный самоучитель, не имеющий звуковых примеров

Обычно обучение по нему предполагает постороннюю помощь, да и функция контроля здесь находится на крайне низком уровне. Ведь как научиться играть на синтезаторе, не владея техникой исполнения и слабым навыком чтения нот? Очень трудно выполнять одновременно две довольно трудные задачи: исполнять произведение и осуществлять контроль над качеством собственного исполнения.

Электронный либо печатный самоучитель, имеющий звуковые примеры

В самоучителях по игре на любом инструменте обязательным дополнением является наличие звуковых примеров. Они используются в качестве слуховой оценки качества выполняемых упражнений, а также в качестве демонстрации примеров.

Но эффективными такие звуковые примеры станут только в том случае, если вы в состоянии связать их с текстовой информацией, то есть имеете музыкальную подготовку. Также может возникнуть ситуация, когда повторить в точности какой-либо пример невозможно из-за отсутствия в вашем синтезаторе необходимого стиля или различий в характере звучания.

Большим недостатком таких самоучителей является отсутствие расставленной аппликатуры, используемых элементов управления на инструменте, и многое другое, что вызывает немалые сложности.

Видеосамоучители (видеоуроки, видеокурсы)

На просторах всемирной паутины можно найти не только коммерческие видеокурсы, но и бесплатные самоучители и видеоуроки. С их помощью можно понять, как играть песни на синтезаторе только в том случае, если визуально-звуковые примеры продемонстрированы на соответствующем уровне. Существенным минусом таких способов обучения является отсутствие целей курса.

Качество таких видеокуроков напрямую зависит от качества материала, картинки и звука, а также его подачи. Но, в отличие от других видов самоучителей, здесь хорошая контролируемость. Ведь помимо того, что обучающийся слышит упражнения и примеры, он ещё и видит действия.

Изучение грамоты

Обучение на синтезаторе не таит в себе какие-либо особые сложности, тем более в том случае, если исполнитель уже имеет определённый уровень музыкальной грамотности. Если же его нет, то необходимо изучить самые азы музыки - ноты, ведь без знакомства с ними невозможно будет воспользоваться возможностями инструмента.

Итак, задавшись целью: «Хочу научиться играть на синтезаторе!» - первое, что необходимо сделать - это овладеть Клавиатура этого электроинструмента имеет такое же строение, как и у фортепиано (ноты расположены октавами). Поэтому перед двумя чёрными клавишами находится нота «до». Где она пишется (на дополнительной линейке) можно посмотреть на дисплее, нажав на эту белую клавишу. За ней по порядку идут все ноты.

Что касается чёрных клавиш, то они соответствуют ноте и примыкающему к ней знаку. К примеру, диез находится справа от указанной ноты, а бемоль - слева. Поэтому увидев ноту со знаком, нажимайте чёрную клавишу.

Автоаккомпанемент

Ещё научиться играть на синтезаторе самостоятельно невозможно без овладения буквенной системой, с помощью которой обозначаются аккорды (заглавные буквы обозначают мажорные, а строчные - минорные). Обычно ноты пишутся одной строкой, а над определёнными тактами имеются обозначения аккордов. Они нажимаются левой рукой поочерёдно. Для этого необходимо взять одновременно три звука, расположенных через одну клавишу. Но на первых порах можно сделать гораздо проще. Когда вы видите перед собой заглавную букву, то достаточно нажать этот звук, и прозвучит полное трезвучие. Если перед вами с написанным рядом знаком, то просто нажмите соответствующую клавишу.

Для минорного требуется нажатие одновременно двух клавиш, где первая соответствует букве, а вторая - третья ступень минорного аккорда (для этого от основной необходимо отсчитать три клавиши, включая чёрные).

Когда рядом с буквой указана цифра семь, вы просто нажимаете одновременно основную клавишу и соседнюю белую с левой стороны.

Такой способ только кажется сложным. На деле же всё оказывается очень просто, только предварительно ознакомьтесь с инструкцией к вашему инструменту, так как эта система аккордов может отличаться у различных производителей синтезаторов. Ещё помощником здесь будет дисплей, глядя на который гораздо проще себя контролировать и исправлять ошибки. Первоначально рекомендуется тренироваться на лёгких и известных песнях.

Положение рук и аппликатура

Чтобы при игре чувствовать себя уютно и не допускать большого количества ошибок, необходимо удобно сесть, но главное здесь - это следить за локтями. Они должны быть расположены примерно на уровне клавиш. Также на синтезаторе можно играть и стоя.

Ещё в песнях над нотами могут быть написаны цифры. Это так называемая аппликатура (правильная расстановка пальцев). Обычно она присутствует в нотах для новичков и указывает, каким пальцем удобнее нажать ту или иную клавишу. Вот как научиться играть на синтезаторе.

Как научиться играть на синтезаторе, да ещё и разобраться во всём самостоятельно? Именно об этом мы сегодня и поговорим. Перед началом нашего разговора дадим вам всего две установки.

Ну, во-первых, есть одно универсальное правило: чтобы научиться играть на клавишах, нужно всего-то в один прекрасный день просто взять да и начать играть на них. В самом деле, игра – это практический вид деятельности, сопряжённый в некоторой степени с хитростью ума.

Во-вторых, нужны тренировки, ведь игра на синтезаторе для «молодых, озорных» и совсем зелёных новичков – это как игра в футбол. Представьте, сколько голов на матче забьёт футболист, если «забьёт» на свои тренировки. Я думаю, что очень немного, а вы как думаете? А вот постоянный тренаж позволяет улучшать и совершенствовать свои навыки. Результаты обычно не заставляют себя долго ждать – то, что не получилось сегодня, выходит прекрасно буквально уже на следующий день!

В дополнение к этим «установкам» заметим, что для того чтобы вам начать учиться игре на синтезаторе и для того чтобы в тренировках оттачивать свои умения, нужно чтобы этот самый синтезатор у вас был. Свой собственный инструмент, с которым вы вольны делать всё, что хотите. Пусть даже это будет самая дешёвая модель (дёшево не значит плохо) или вообще «синтезатор-игрушка» — для начала сойдёт и так. Если собираетесь приобрести инструмент круче, то о том, как выбрать синтезатор можно почитать в этой статье. Вот, а теперь вернёмся к нашему основному вопросу и займёмся им вплотную.

Вообще, достаточно просто включить инструмент, чтобы уже начать играть на нём, но не лишним будет поближе познакомиться с основными возможностями синтезатора. Этот инструмент назвали синтезатором, потому что он объединяет в себе сотни тембров самых разных музыкальных инструментов и сотни готовых аранжировок во всех возможных стилях инструментальной музыки.

Давайте посмотрим, за какую функцию на клавишах отвечает та или иная кнопочка. Итак, что же умеют наши синтезаторы:

  1. Воспроизводить различные инструментальные тембры (банк инструментов). Для того чтобы было проще найти необходимый нам тембр производители синтезаторов группируют их по некоторым признакам: тип инструмента (духовой, струнный и т.д.), материал изготовления инструмента (дерево или медь). У любого тембра есть порядковый номер (у каждого производителя своя нумерация – на корпусе обычно выводятся сокращённые списки, полные списки кодов для банка инструментов публикуют в руководстве для пользователя).
  2. Автоматический аккомпанемент или «самограйка» — эта функция гораздо упрощает игру на синтезаторе. С помощью нее вы сможете сыграть пьесу в любом стиле (блюз, хип-хоп, рок и других) или жанре (вальс, полька, баллада, марш и т.д.). Самое приятное заключается в том, что для создания музыки с «самоиграйкой» даже не требуется знания нот. Просто запустили процесс – импровизируете и наслаждаетесь.
  3. Кроме стилей готовых аранжировок можно ещё поэкспериментировать с темпом и высотой звучания (тональностью) проигрываемого аккомпанемента.
  4. Кнопка записи сохранит проигранную вами мелодию. Можете использовать ее как вторую партию вашего сочинения: просто включите запись и поверху сыграйте что-либо другое.

Теперь давайте рассмотрим рабочую панель самого простого синтезатора. В ней всё просто и логично, нет ничего лишнего. Рабочие столы синтезаторов в своём большинстве однотипны. Посмотрите на картинку – на всех других моделях всё устроено почти так же:

Перед тем, как конкретно засесть за клавиши желательно поинтересоваться базовыми музыкальными знаниями. Не переживайте, их не так уж и много! Вам в помощь – учебник по нотной грамоте, который наш сайт дарит всем желающим. Заполняйте форму (в верхней правой части этой странички) для получения простого и понятного учебника для тех, кто страстно желает постичь эту зверскую науку.

Как действовать, если вы решили научиться играть на синтезаторе самостоятельно?

Для тех, кто решил самостоятельно всё освоить – несколько советов. Вам нужно не увлекаться теорией, просмотром видео-лекций и чтением тысяч книг для чайников. Ваше музыкальное восприятие настолько свежее, что вы можете многому научиться интуитивно, главное – больше практиковаться. Это совет первый.

Чтобы что-то начало получаться придётся посвящать время занятиям на инструменте – это сильно увлекает, прямо «сносит крышу», поэтому чтобы не просиживать за инструментом ночи напролёт, просите родственников время от времени отрывать вас от синтезатора и укладывать спать. Это был второй совет.

Шутки шутками, а есть настоящие проблемы, которые возникают у начинающих. Многие новички берутся за то, что им временно не по зубам – этого делать не нужно. Если хотите сыграть что-нибудь сложное – поищите упрощённый вариант этой пьесы, а лучше и начните с одноголосных мелодий, простейших упражнений и может быть даже гамм (некоторым нравится играть гаммы – часами сидят, не отрываясь).

Есть у музыкантов такое понятие, как аппликатура . Этим страшным словом называют целесообразность игры той или иной ноты тем или иным пальцем. Короче говоря: какими пальцами нажимать кнопочки. Вам может показаться, что это всё смешно, но о важности аппликатурных принципов мы не сказать не можем.

Представьте себе: вам нужно сыграть пять нот подряд, пять клавиш, которые располагаются одна за другой на клавиатуре. Как проще и быстрее это сделать? Ведь не одним и тем же пальцем потыкать во все пять кнопочек? Конечно же, нет! Гораздо удобнее расставить пять пальцев руки (по одной над каждой клавишей), а затее легкими «молоточкообразными» движениями перебрать пять клавиш.

Кстати, пальцы клавишников не называются своими именами (большой, указательный, средний и т.д.), а нумеруются: 1 – большой, 2 – указательный, 3 – средний, 4 – безымянный, 5 – мизинец. В хороших нотах для начинающих над каждой нотой проставлена аппликатура (то есть «номера» пальцев, которыми нужно играть эти ноты).

Следующее, чему необходимо научиться – брать аккорды (три звука взятых одновременно). Четко отрабатывайте движения, переставляя пальцы с клавиш на клавиши. Не получается какой-то фрагмент – проигрывайте его снова и снова, доведите движение до автоматизма.

Выучили расположение нот – читайте их с листа (то есть старайтесь проигрывать незнакомую пьесу в среднем темпе, делая как можно меньше ошибок). Читка нот с листа – это важнейших навык для тех, кто в дальнейшем желает не просто механически исполнять заученные мелодии, а быстро и без каких-либо сложностей играть совершенно новые для себя пьесы прямо с нот (это особенно пригодиться на семейных встречах, вечеринках – можно исполнять песни по заказу своих друзей).

Не знаете нот и тем более не представляете, как играть на синтезаторе? Побалуйте себя, почувствуйте себя мега-клавишником — поможет вам в этом автоаккомпанемент. Овладеть навыком игры на синтезаторе с помощью «самограйки» проще простого, выполняйте задания по пунктам:

  1. Включите функцию аккомпанемента. Мы ещё найдём все нужные нам кнопочки.
  2. Знайте, что левая рука отвечает за аккомпанемент, а правая – за главную мелодическую линию (играть мелодию даже не обязательно).
  3. Выберите стиль произведения, который вы собираетесь исполнить. Определитесь с его темпом.
  4. Выберите тембр инструмента сольной партии (если будете играть какую-нибудь мелодию, если нет – то пропустите).
  5. Включите кнопочку типа «PLAY» или «START» и синтезатор сам проиграет вступление.
  6. Левой рукой в левой половине клавиатуры (чем ближе к краю, тем лучше) берите аккорды или просто нажимайте любую клавишу. Инструмент за вас сыграет ритм, бас, аккомпанемент, педаль и всё остальное.
  7. Правой рукой можете попробовать наиграть какую-нибудь мелодию. В принципе это не обязательное условие, ведь под сделанный вами аккомпанемент можно и спеть!
  8. Песня заканчивается? Нажмите «STOP» и синтезатор сам проиграет вам интересный финал.

Для того, чтобы пользоваться всеми этими режимами – найдите на своей модели ряд кнопочек, которые схожи с теми, что изображены на рисунке:

Существует несколько вариантов обучения, рассмотрим каждый из них.

  1. Частные уроки у преподавателя. Неплохой вариант для тех, кто не умеет себя дисциплинировать. Обязательное посещение занятий и регулярное выполнение домашних заданий заставит вас рано или поздно что-либо сыграть на синтезаторе.
  2. Курсы игры на синтезаторе. Занятия проходят так же, как и частные, только вместо одного человека, педагог учит сразу же нескольких, что не так уж и эффективно.
  3. Видео-уроки. Неплохой метод обучения: качаете урок, просматриваете его несколько раз и выполняете все по рекомендациям педагога. Время занятий и сроки изучения материала вы ставите для себя сами.
  4. Самоучитель игры (книга, сайт, онлайн-журнал и т.д.). Еще один неплохой способ изучения особенностей игры на синтезаторе. Выбираете понравившийся материал – и вперед, на музыкальные баррикады. Большой плюс в том, что всегда можно вернуться назад и прочитать (просмотреть) непонятый материал еще и еще раз.
  5. С помощью синтезаторной «обучалки». На экране дисплея программа подсказывает вам, какие клавиши, какой рукой и пальцами надо нажимать. Этот метод больше похож на натаскивание. У вас, несомненно, возникнут рефлексы а-ля «собака Павлова» вот только это не поможет вам продвинуться далеко в исполнительском мастерстве на синтезаторе.

Конечно, все узнать о том, как научиться играть на синтезаторе за один раз невозможно. Но мы помогли решить проблемы, с которыми сталкиваются все новички.

Здорово написано, легко и с юмором! А учиться играть на синтезаторе лучше всего по видеокурсам. Нашла отличный курс Филимонова, занимаюсь, очень довольна! https://clck.ru/Bwc6D

Очень просто и быстро научиться игре на синтезаторе всего за 3 месяца!

Всем очень советую:

Все получил, большое спасибо! Была видимо техническая задержка. Книга действительно заслуживает внимания, видно, что автор проделал хорошую работу.