Колонизаторы (настольная игра). Настольная игра Колонизаторы: неувядаемая классика Можно ли играть в колонизаторов вдвоем

Настольная игра , предоставляющая 3-4 игрокам возможность совместно заселить затерянный на просторах океана остров, одна из самых известных в мире евроигр, и одна из самых замечательных игрушек для всей семьи.

Относительно недолгие партии, несложные правила, простой, приятный и миролюбивый игровой процесс — все эти слагаемые сделали игру одной из лучших настолок в мире. И, как это обычно бывает с успешными настольными проектами, в данном случае не обошлось без дополнений, число которых давно перевалило за десяток.

В этой статье мы рассмотрим игры серии, доступные на российском рынке, расскажем о том, что включает в себя то или иное дополнение, а также дадим некоторые рекомендации по их приобретению.

«Колонизаторы для 5-6 игроков »)

Количество игроков: 3-6

Дополнение 1996 года выпуска, позволяющее сыграть в «Колонизаторов» впятером или вшестером. Содержит набор игровых компонентов, позволяющих создать достаточно просторный для шестерых игроков остров, дополнительные фишки для 5-го и 6-го игроков, а также дополнительные карточки ресурсов.

Правила оригинальных «Колонизаторов» остаются без изменений за одним исключением — теперь перед началом каждого хода любой игрок может потратить свои ресурсы на строительство.

Компоненты американского издания дополнения

Состав дополнения:

  • 11 гексов местности (2 леса, 2 пастбища, 2 поля, 2 горы, 2 холма, пустыня);
  • 10 поселений двух разных цветов;
  • 2 фрагмента рамки игрового поля с портами;
  • 2 фрагмента рамки игрового поля;
  • 2 жетона портов;
  • 8 городов двух разных цветов;
  • 30 дорог двух разных цветов;
  • 25 карт ресурсов;
  • 9 карт развития;
  • 28 жетонов производства с числами от 2 до 12;
  • правила игры.

Для игры требуется: базовая игра .

Стоит ли покупать? Стоит, если помимо обычных «Колонизаторов»

Catan: Seafarers (»)

Количество игроков: 3-4

Это дополнение выпущено в 1997 году, через три года после издания оригинальных «Колонизаторов» (в Германии игра появилась в 1994 году). Если в базовой версии всё действие разворачивалось исключительно на острове Катан, то теперь поселенцы выходят за его пределы.

«Мореходы» предоставляют возможность строить не только дороги, поселения и города, но и корабли, при помощи которых можно добраться до новых земель и конечно же их колонизировать. Правила игры незначительно меняются, в игре появляются фишки кораблей, пиратский корабль, а также новый гекс местности — золотоносная река.

Также дополнение включает в себя 8 сценариев, где описывается стартовая раскладка местности. В зависимости от сценария определяется количество островов в игре, а также применение дополнительных правил.

Состав дополнения:

  • 6 рамок игрового поля;
  • 30 гексов местности (19 морей, 2 холма, 2 горы, 1 пашня, 1 лес, 1 пастбище, 2 золотоносные реки, 2 пустыни);
  • 10 жетонов гаваней;
  • 10 номерных жетонов;
  • 57 фишек Катана;
  • 60 кораблей четырех разных цветов;
  • фишка пирата;
  • правила игры.

Для игры требуется: базовая игра .

Стоит ли покупать? Стоит, если помимо обычных «Колонизаторов» вам хочется чего-то большего, но не слишком сложного.

«Колонизаторы. Мореходы для 5-6 игроков »)

Количество игроков: 3-6

Продолжительность партии: 2 часа

На дворе 1999 год. Выходит дополнение, позволяющее колонизаторам бороздить моря впятером или вшестером. Никаких новых правил, только набор компонентов, позволяющих увеличить масштаб острова, сделав его подходящим для большего количества игроков. И ещё десяток новых сценариев для отважных мореходов.

Состав дополнения:

  • 30 кораблей двух разных цветов;
  • 8 гексов океана;
  • гекс золотоносной реки;
  • 6 жетонов победных очков;
  • 10 новых сценариев.

Для игры требуются:

  • базовая игра ;
  • дополнение ;
  • дополнение .

Стоит ли покупать? Стоит, если помимо обычных «Колонизаторов» вам хочется чего-то большего, но не слишком сложного.

Catan: Traders & Barbarians (»)

Количество игроков: 2-4

Дополнение «Купцы и варвары» , изданное в 2007 году, предлагает нам пять новых игровых сценариев и четыре модульных варианта правил. Новые сценарии знакомят игроков с совершенно новыми концепциями игры. Вместо пустыни на острове теперь может возникнуть озеро, где можно ловить рыбу, по землям поселенцев потекут реки, из пустыни пойдут караваны, плодородные земли подвергнутся нашествию варваров, а купцы будут сообща восстанавливать замок короля.

Первые два сценария достаточно просты, изменения в правилах игры практически незаметны, а вот игра с варварами и замком значительно отличается от базы. Варвары прибывают на остров и оккупируют гексы, из-за чего те перестают приносить ресурсы, пока игроки не прогонят захватчиков своими рыцарями. А сценарий про замок так вообще превращает «Колонизаторов» в логистическую игру, где нужно перевозить ресурсы из точки А в точку Б.

Карты дополнения

Модульные правила подходят практически для любого сценария и могут таже использоваться и без них. Тут и новые правила для разбойника, и дополнительная карта «Хозяин гавани», приносящая 2 победных очка подобно «Самой длинной дороге» и «Самой большой армии», и колода карт с цифрами от 2 до 12, заменяющая собой кубики и приближающая вероятность производства ресурсов к математической, и вариант игры для двоих.

Состав дополнения:

  • 138 игровых фигурок;
  • 24 рыцаря четырёх разных цветов;
  • 12 мостов четырёх разных цветов;
  • 4 обоза четырёх разных цветов;
  • 36 варваров;
  • 40 монет (25 достоинством 1 золотой, 15 — 5 золотых);
  • 22 верблюда;
  • 120 игровых карт:
  • комплект для «Нашествия варваров»;
  • 2 комплекта для «Купцов и варваров»;
  • комплект для «Происшествий на Катане»;
  • 4 карты для «Рыбаков Катана»;
  • 3 листа картонных компонентов;
  • правила игры.

Для игры требуется: базовая игра .

Стоит ли покупать? Если вам нравятся — безусловно.

Внимание! дополнения и исправления .

«Колонизаторы. Купцы и варвары для 5-6 игроков »)

Количество игроков: 2-6

Продолжительность партии: 1,5 часа

Через год после выхода «Купцов и рыцарей» , в 2008 году, было издано ожидаемое расширение, позволяющее играть в «Купцов» большим количеством участников. Как и другие подобные дополнения, «Купцы и рыцари для 5-6 игроков» состоят из наборов дополнительных компонентов.

Состав дополнения:

Рыбаки Катана

  • 2 рыбных отмели с числами 5 и 9;
  • гекс озера с числами 4 и 10;
  • 14 жетонов улова;
  • 2 памятки.

Катанские реки

  • тайл реки (пастбище, пастбище, гора);
  • 6 мостов двух цветов;
  • 2 карты «бедный поселенец»;
  • 10 золотых монет (5 достоинством 1, 5 — по 5).

Караванный путь

  • гекс оазиса (с изображением озера на обороте);
  • 11 верблюдов.

Нашествие варваров

  • гекс леса;
  • 12 варваров;
  • 12 рыцарей двух цветов.

Купцы и варвары

  • 2 рамки игрового поля;
  • гекс замка;
  • 2 гекса каменоломни;
  • 2 гекса стекольного завода;
  • 2 обоза разных цветов;
  • 10 карт обозов двух разных цветов;
  • 18 карточек груза;
  • 12 карт развития.

Для игры требуются:

  • базовая игра ;
  • дополнение «Колонизаторы для 5-6 игроков» ;
  • дополнение .

Стоит ли покупать? Если вам нравятся и есть желание поиграть в это дополнение впятером или вшестером.

Catan: Cities & Knights (»)

Количество игроков: 3-4

Продолжительность партии: 1,5 часа

Спустя четыре года после выпуска «Колонизаторов» , в 1998 году, было выпущено дополнение «Города и рыцари» . По словам автора игры Клауса Тойбера именно в таком виде были задуманы изначально, но затем он отказался от некоторых правил и выпустил упрощённую версию игры, которая и известна нам под названием .

«Города и рыцари» добавляют в игру сразу несколько новых слоёв, делая её глубже, сложнее и интереснее. Теперь нужно не только строить города на острове, но и развивать их. Рыцари теперь присутствуют в игре в виде фишек, перемещающихся по игровому полю, а не в виде карт развития, как это было раньше. В игре появляются три новых вида ресурсов, именуемых товарами, вводится новая колода карт развития, а также появляется угроза в виде нашествия варваров.

Все эти новшества достаточно сильно преображают «Колонизаторов» . От былого мирного сосуществования на острове не остаётся и следа. Теперь игроки могут прогонять своими рыцарями чужие войска, а варвары способны разрушать построенные на острове города. Игроки также могут построить столицу и получить особые бонусы. Это дополнение содержит достаточно много новых правил, но даже с ним всё ещё остаются игрой, подходящей для всей семьи.

Состав дополнения:

  • 4 плана городов;
  • 60 жетонов построек четырёх цветов;
  • карта приближения флота варваров;
  • 4 карты цены строительства;
  • 36 карт товаров (по 12 карт каждого из трёх видов товаров);
  • 6 карт победных очков;
  • 3 набора по 18 карт развития;
  • 4 комплекта игровых фигур, в каждом комплекте 6 рыцарей, 6 шлемов, 3 городские стены, 3 насадки столиц;
  • торговец;
  • красный кубик;
  • кубик с символами;
  • флот варваров;
  • правила игры.

Для игры требуется: базовая игра .

При желании в «Города и рыцари» можно играть вместе с дополнением «Мореходы» .

Стоит ли покупать? Если вы уверены, что способны освоить более сложную версию «Колонизаторов» .

Внимание! В русской версии правил встречаются опечатки. Обязательно скачайте опубликованные в интернете дополнения и исправления .

«Колонизаторы. Города и рыцари для 5-6 игроков »)

Количество игроков: 3-6

Продолжительность партии: 2 часа

В 2000 году появилась возможность сыграть в «Города и рыцари» вшестером — появилось соответствующее дополнение, состоящее из набора необходимых компонентов. Говорят, что это не очень удачное дополнение, так как «Города и рыцари» достаточно сложны сами по себе, а уж если засесть за них вшестером, так игра становится слишком долгой и слишком медленной.

Состав дополнения:

  • 6 городских стен двух цветов;
  • 12 рыцарей двух цветов;
  • 2 плана городов;
  • 18 карт товаров (по 6 карт каждого из трёх видов товара);
  • 2 карты победных очков;
  • правила игры.

Для игры требуются:

  • базовая игра ;
  • дополнение «Колонизаторы для 5-6 игроков» ;
  • дополнение .

Стоит ли покупать? Только если вы хорошо знакомы с дополнением и очень хотите поиграть в это дополнение впятером или вшестером.

Catan Junior (»)

Количество игроков: 2-4

Продолжительность партии: 1 час

— это специальная детская версия «Колонизаторов» 2007 года издания. Если базовая игра официально была рассчитана на детей от 10 лет, то «Джуниор» предназначена для тех, кому только-только исполнилось 6. В отличие от обычных «Колонизаторов» в версию Junior можно играть и вдвоём.

В этой версии игры никаких колонизаторов больше нет, а привлекательности ради их заменили пираты. Правила игры подверглись упрощению. Никаких городов здесь больше нет, строить нужно только пиратские лагеря. На смену дорогам пришли пиратские корабли. Исчезло ограничение по расстоянию и «лагеря» можно возводить на соседних углах гекса. Вместо двух кубиков в начале хода кидается только один. Игра идёт до тех пор, пока кто-нибудь не построит 7 лагерей-поселений.

Общие черты «Колонизаторов» , конечно, остались неизменными, но в целом игра стала намного проще и доступнее.

Состав игры:

  • двустороннее игровое поле;
  • 32 корабля;
  • 28 пиратских лагеря;
  • пират-призрак;
  • 110 игральных карт;
  • рынок;
  • 4 строительные карты;
  • 4 карты гавани;
  • кубик;
  • правила игры.

Стоит ли покупать? Если есть желание познакомить с «Колонизаторами» маленьких детей.

Не требуется.

Catan Dice Game (»)

Количество игроков: 1-4

Продолжительность партии: 15 минут

В 2007 году появился ещё один вариант «Колонизаторов» — игра на кубиках. Цель игры осталась неизменной, мы по-прежнему развиваем свои поселения на острове, но делается это теперь без игрового поля и фишек. Всё, что есть в распоряжении игрока — горсть кубиков, да специальный листок, на котором отмечаются все достижения: ресурсы, дороги, города и поселения.

Состав игры:

  • 6 кубиков;
  • блокнот с 60 страницами;
  • правила игры.

Стоит ли покупать? Если вы переиграли уже во все дополнения и хочется опробовать ещё одну, пусть даже более лёгкую версию «Колонизаторов» , или если хочется поиграть в «Колонизаторов» в путешествиях.

— это самостоятельная игра. Чтобы играть в неё, никаких других наборов из серии не требуется.

Как вы помните, совсем недавно бессмертной настольной классикой №1 я признал игру . Эту настолку я заигрываю в последнее время, чтобы получить ценный скилл крутого игрока=) Пока немного расстраивает то, что очень многое при финальном подсчете решают миплы, лежащие на поле… Но сегодня я не буду рассказывать снова о Каркассоне , а лучше поговорю о другой игре, которую часто упоминают в связке с ним, а именно о Колонизаторах .

Да-да, очень часто, когда спрашивают, с чего лучше всего начать играть в настольные игры, отвечают, что лучше Каркассона и Колонизаторов ничего нету (ну, практически ничего). О первой игре я уже рассказал, поэтому давайте пристально рассмотрим вторую Великую игру.

Немного истории

Настольная игра The Settlers of Catan (или Колонизаторы , как назвали игру в России) появилась в далеком 1995-ом году. Придумал ее немецкий дантист Клаус Тойбер . Колонизаторы — не первая игра Тойбера, но именно она принесла автору мировую известность. Игра собрала много настольных наград и была продана по миру в количестве более 22 миллионов копий. Я просто не могу себе представить эту дикую цифру!

Колонизаторы уникальны прежде всего тем, что они связаны с мировым распространением термина «немецкая настольная игра» или попросту «еврогейм». Не обязательно эти игры придуманы немцами, но они отличаются от других игр экономической моделью с управлением ресурсами, тематичностью, социальной функцией, невысокой ролью случайности, отсутствием выбывания игроков из игры и зачастую языконезависимостью. Безусловно, нельзя сказать, что Колонизаторы явились прародителем жанра немецких настолок, но именно эта игра сделала еврогеймы популярными по всему миру.

Поэтому из-за всех этих фактов Колонизаторы можно смело считать мастодонтом из мира настольных игр.

Колонизаторы от Hobby World

В России игра вышла в 2002 году. Тогда ею занималось издательство Хобби-игры , которое быстро поменяло название на Smart , а немного позже, после слияния с издательства Мир фэнтези , стало называется Hobby World . Так что можно сказать, что Колонизаторы (как и Каркассон ) являются визитной карточкой издательства HW.

Кстати, с названием игры не так давно возникли некоторые заморочки. В мире игра называется The Settlers of Catan (или сокращенно Catan ), в России название перевели как Колонизаторы . Но недавно головным издательством, которому принадлежит игра, было принято решение, чтобы на всех языках игра называлась одинаково — Catan . Поэтому на моей локализованной коробке написано именно так. И так будет и впредь, хотя на коробках старых российских изданий вы увидите другое название. Для меня нет никакой разницы, как называть игру. Я ее называю и Колонизаторы, и Катан, и даже иногда Сатан, как любит выражаться один мой знакомый. В этом обзоре я буду использовать и то, и другое название.

В моей коллекции Catan является обновленной (самой последней) версией игры с новыми артами. Выглядит игра ярко, свежо и современно. Лично я считаю картинку с коробки игры одной из лучших и запоминающихся картинок настольных игр.

Открыв коробку, вы найдете пачку картонных листов, из которых нужно выдавить жетоны полей, рамки моря, памятки и номерные жетоны. Под листами вы найдете колоду карт, 2 пакетика с пластмассовыми фигурками и кубиками, а также 2 книги правил.

Раньше я играл только в оригинальную немецкую версию, изданную издательством Kosmos , которая отличается от российской версии наличием удобного органайзера и подставки для карточек. К сожалению, всего этого добра в российской версии нету, поэтому теперь у меня подготовка к игре проходит чуть дольше, чем я привык.

По качеству игры особых нареканий у меня нету. Единственное, мне показалось, что то ли морская рамка маловата, то ли гексы великоваты, но собирается поле очень-очень впритык. Если бы можно было чуть-чуть бы уменьшить размер гексов,то было бы круто.

Заселяем необитаемый остров

Завязка игры заключается в том, что мы попадаем на необитаемый остров Катан, на котором нам предстоит осваивать территорию, добывать сырье, прокладывать дороги, возводить города, бороться с разбойниками и вести торговлю.

Основное «действующее лицо» игры — большое игровое поле, которое собирается из гексов земель и морских рамочек. Сам остров Катан разбит на 19 кусочков, каждый из которых представляет собой некий ландшафт — пастбище, лес, пашня, холм, горы. В центре острова находится небольшая пустыня.

В каждой новой игре поле будет формироваться случайным образом, что повышает реиграбельность игры.

На каждый гекс во время подготовки игры помещается жетон с цифрой, который нужен для того, чтобы игроки могли получать ресурсы с земель.

Каждый игрок начинает игру с двумя поселениями и двумя дорогами. Фигурки поселений кладутся на вершинах гексов, а дороги — на гранях. Каждое поселение приносит 1 победное очко. Чтобы победить в игре, достаточно набрать 10 ПО. Как их набрать? Сейчас расскажу.

Основное занятие в игре — это строительство. Игроки строят дороги, поселения и города. Дороги не приносят очков, но, построив самую длинную дорогу, можно получить 2 ПО. Поселения, как я уже отметил, дают 1 ПО. Города — 2 ПО.

Чтобы что-то построить, нужно потратить ресурсы. Добываются ресурсы очень просто — в начале своего хода игрок бросает 2 кубика, чем определяет, какие гексы сработают и принесут доход (их номер совпадает с числом, выпавшем на кубиках). Все игроки, чьи поселения или города граничат с активированными гексами, получают по одному (если сработало поселение) или по два (если сработал город) ресурса. Лес дает древесину, пастбища — шерсть, пашни — зерно, холмы — глину, горы — руду. Когда игрок должен получить ресурс, он просто берет карточку с соответствующим ресурсом себе в руку. Стоит отметить, что игроки не видят, какие именно ресурсы находятся у их соперников.

Если во время броска кубиков у вас выпадает цифра 7, то это значит, что вы активировали разбойников (цифры 7 на гексах ландшафта нету). Разбойники заставляют всех игроков, у которых на руке больше семи карт, сбросить половину карт в резерв. Далее активный игрок переставляет фигурку разбойников на любой гекс, после чего игрок может вытянуть одну карту сырья из руки другого игрока, чье поселение или город граничит с гексом. на котором стоят разбойники. Если потом срабатывает гекс, на котором стоят разбойники, то он не приносит ресурсы никому из игроков.

Фаза получения ресурсов называется фазой сбора сырья. Следующая фаза — это торговля.

Порою игрокам не хватает каких-то определенных ресурсов, но есть излишек другого ресурса. Для таких ситуаций отлично подходит возможность торговаться. Производить торги можно либо с резервом. либо с игроками. Торг с резервом прост — любой ресурс можно получить, сбросив 4 карточки другого ресурса (но только одного!). Если построить поселения в гавани, то можно получить доступ к более выгодному курсу обмена (3:1 или даже 2:1). Но интереснее всего торговаться с другими игроками. Обмен может производить только активный игрок, другие игроки не могут торговаться друг с другом. Активный игрок заявляет, что он готов обменять одно и хочет другое. Например, меняю овец на древесину. Игроки сами договариваются друг с другом, по какому курсу они готовы сделать обмен (1:1, 2:1, 3:1 и т.д.).

После торгов игрок переходит к третьей фазе — фазе строительства.

Например, построить можно дорогу (глина+древесина). Дорога прокладывается на путях между гексами. Дорога должна примыкать к вашей другой дороге или к вашему поселению или городу. Прокладывать дороги от чужих построек нельзя. Когда игрок выкладывает пятую дорогу в одной цепочке, он может взять особую карту, которая приносит 2 победных очка. Эту карту может забрать другой игрок только в том случае, если он построит цепочку из 6 дорог. Далее из 7, 8, 9 и т.д.

Поселение стоит древесина+глина+шерсть+зерно. Строить его можно на перекрестке, к которому примыкает дорога игрока, с условием, что на соседних перекрестках нет любых поселений или городов.

Поселение можно перестроить в город. Для этого нужно заплатить 3 руды и 2 зерна. Вместо любой фигурки поселения кладется фигурка города. Город приносит 2 ПО и в случае срабатывания гекса дает 2 ресурса.

Также игрок может в фазу строительства приобрести карту развития, которая стоит руда+шерсть+зерно. Карты развития — единственные карты, которые лежат лицом вниз. В этих картах могут попасться рыцари (перемещают фигурки разбойника на поле и приносят 2 ПО, если у игрока будет больше рыцарей, чем у других игроков, начиная от 3), прорывы (карты со специальными условиями) и победные очки (их можно держать закрытыми, чтобы соперники не знали, на сколько вы близки к победе).

Как только игрок набирает 10 и более победных очков, он объявляется победителем.

Настолько ли классика хороша?

Много лет назад ко всему старому я относился достаточно плохо. Старая музыка не вызывала эмоций, фильмы казались смешными, а единственное, что для меня не устаревало — это художественное искусство. А потом как-то я послушал альбом группы The Smiths , который был записан в 1984 году, и понял, как я был неправ, ибо этот альбом, как и музыка, оказался вечным. Так я пришел к выводу, что старое — это не значит плохое.

Как относиться к играм, которые вышли давным-давно, а на дворе уже 21-ый век и новые игры одна другой краше? Безусловно, можно сколь угодно долго любоваться и нахваливать условный Scythe , но при этом стоит отметить, что старенький Catan всячески старается не отставать от современных игр. Возьмите хотя бы внешний вид игры. Чудесная коробка, хорошие компоненты, яркое поле — я бы никогда не сказал, что Катану уже 22 года. Дизайнеры-оформители прилагают все усилия к тому, чтобы Катан не отставал от современных красивых настолок, и последний редизайн пошел сильно игре на пользу. Когда я распаковывал настолку, у меня даже мыслей в голове не было, что игра старая.

На мой взгляд, у Катана есть 1 вещь, которая выдает в нем возраст. Фишка многих игр из 90-х и частично 00-х годов заключается в высокой роли случайности. В то время просчитываемость не являлась преимуществом игры. Именно поэтому в старых играх часто можно встретить кубики и случайно приходящие в руку карты или тайлы, на которых построен основной геймплей. Это сейчас модно ругать игру за рандом, потому что победа из-за банального везения не считается достойной победой. А раньше в этом как раз и был кайф, что все игроки равны перед фортуной. Вы, конечно, частично просчитываете свои действия и надеетесь, что ваши планы осуществляться, но это случится только при определенном стечении обстоятельств. В Катане, чтобы получить ресурсы, игроки бросают кубики. Именно шестигранники вам скажут, получите вы ресурсы или нет. Если получите — сможете торговаться и заниматься строительством. Если не получите — ничего не сможете сделать и будете ждать, когда наконец-то вам повезет с числами. В современных настольных играх от такого стараются избавлятся на ранних стадиях разработки игры. Даже если игроку не повезло с кубиками, у него должна быть возможность что-то сделать полезное в свой ход. В Катане же в свой ход все игроки, кроме вас, могут получить ресурсы, а вам придется грустно пасовать и передавать ход другому игроку.

Но не зря же Колонизаторы называют гейтвеем. Если кому-то не понятен этот термин, то я поясню, что гейтвей (gateway) — это игра, с которой хорошо начинать знакомиться с настольными играми. На мой взгляд Катан прекрасно подходит для знакомства с настолками. Почему? Именно по той же причине высокой роли случайности. Для новичка очень плохо, когда он, не зная всех тонкостей игры, не может выполнять максимально эффективные действия, из-за чего ему приходится играть роль отстающего. Новичку в Катане достаточно знать, что начальная расстановка на поле очень важна для получения максимальной прибыли. Самые часто выпадающие цифры на кубиках — это цифры 6 и 8. Они даже отмечены красным цветом, чтобы игроки обратили внимания на гексы именно с этими цифрами. Задача игрока — выгодно расставиться на старте и потом строить дороги и поселения так, чтобы получить доступ к новым «вкусным» гексам. Согласитесь, это понятная и несложная стратегия для новичка. Если игрок правильно займет места, все остальное за него сделает фортуна.

Что нужно сделать в этой игре для получения максимального комфорта? На стадии подготовки игры поставить свои поселения на стыке 3-х земель. И желательно, чтобы хотя бы один гекс был с 6-кой или 8-кой. Также нужно постараться получить доступ ко всем пяти ресурсам или к такому ресурсу, которого будет не хватать в игре (например, к ресурсу имеет доступ только один игрок из четырех).

Но даже если по теории вероятности 6 и 8 выпадают на двух кубиках чаще, иногда так получается, что за всю игру эти цифры выпадают реже всего=) Так что не стоит считать, что королем будет тот, кто займет места возле «козырных» гексов.

По причине высокой случайности из-за кубиков в Катан могут играть люди любых возрастов и любой подготовки. Дети, взрослые, бабушки/дедушки — кто угодно. В игре очень мало текста. Даже если он есть на карте, то даже не читая, что там написано, можно догадаться, что дает карта. Клаус Тойбер постарался сделать игру максимально понятной.

Хорошо, мы разобрались с тем, что выявляет в Катане его возраст. Но мне хочется акцентировать внимание на одном очень интересном моменте, который есть в этой игре и который сделал ее по-настоящему уникальной для своего времени. Это ее социальность. А именно торговля. Клаус Тойбер в своей игре позволил игрокам не слепо следовать написанным правилам, а создавать свои правила и предлагать свои условия. У вас много зерна? Да, вы можете его продать банку, но вы можете предложить зерно другим игрокам. И это такая игра в игре, потому что игроки вдруг отвлекаются от гексов на поле и начинают вести полемику о торгах. Для игры 95-го года это был большой шаг вперед, потому что игра приобрела социальный оттенок. Игроки не просто машинально берут ресурсы из стопок и меняют их на фигурки, которые потом расставляют на поле, а они общаются, спорят, торгуются, шутят. Сейчас вы покупаете 1 шерсть за 3 глины, а потом меняете 1 глину на 2 древесины. И это не прописано в правилах! Вы — хозяева своей игры.

В Колонизаторы трудно играть с теми, кто любит просчет. Эта игра может жестоко обходиться с вами на протяжении нескольких раундов, в течение которых вы ничего путного не можете сделать. Поэтому я всегда, когда играю в эту игру, стараюсь просто отдохнуть и получить удовольствия от ярких красок игры и бросания кубиков.

Мне в игре нравятся следующие моменты:

  • непредсказуемость хода и полное погружение в игру. До того, как кто-то бросит кубики, никто не знает, получишь ты что-нибудь или нет. Это здорово, что даже в чужие ходы тебе есть чем заняться. Тебе некогда ковыряться в телефоне, пока ходит другой игрок, так как кубики могут принести вам сырье, после чего вы можете выгодно их обменять на что-то другое, более полезное. Все, что происходит в игре, каким-то боком касается любого игрока. Будь то получение ресурсов, нападение разбойников, торговля или потеря карты дороги;
  • нападение разбойников. Держать на руках много карт очень опасно, потому что в любой момент ты можешь лишиться половины ресурсов, которые можно было потратить на что-то ценное. Игра подталкивает игроков к тому, чтобы они тратили сырье как можно чаще. К тому же выпадение цифры 7 — это всегда весело. Приятно смотреть на то, как у соперника вместо 14 карт остается только 7. Так тебе и надо, жадина!
  • простой геймплей. В игре можно потратить ресурсы всего на 4 вещи — дороги, поселения, города и карты развития. Тебе не нужно следить за дополнительными 10-ю параметрами, чтобы поддерживать экономический баланс своей системы. Строительство в Колонизаторах простое, но оно работает на все 100%;
  • торговля с другими игроками всегда интересна и непредсказуема. Конечно, обмен не всегда случается, но торговаться очень приятно;
  • отсутствие игровой валюты, которая бы усложнила игровой процесс. Даже странно слышать, что в экономической игре нет денег, но это к лучшему. Правда;
  • практически любое строительство нового элемента на игровом поле приводит к получению победных очков. Вы стартуете с двумя очками в кармане, и все остальные действия будут только увеличивать их количество. Уменьшить их просто невозможно. Только вперед!
  • за карты рыцарей и дороги всегда идет ожесточенная борьба между игроками. Даже если вы изначально не намеревались строить самую длинную дорогу, вам все равно придется обратить на нее внимание, т.к. дополнительные 2 очка — это довольно серьезное преимущество в игре;
  • со временем игра не становится блеклой. Она яркая, сочная и внешне привлекательная. Отличное оформление — это однозначный плюс игры.

Раз уж рассказал о плюсах, то стоит упомянуть и о минусах. Честно говоря, я не могу сказать, что у Колонизаторов есть ярко выраженные минусы, за что я готов ее поругать. Но неоднозначные моменты есть 100%. Для кого-то это серьезные недостатки, для кого-то мелочи:

  • высокая роль случайности и невозможность затормозить лидера. Да, в этой игре можно долго сидеть без ресурсов, а это значит, что вы ничего не сможете построить и не продвинетесь ближе к победе. Чаще всего это бывает из-за плохой расстановки стартовых поселений. Но бывает, что и кубики не хотят радовать вас своими цифрами. Если соперники выстроят по 2-3 дополнительных поселения и заимеют парочку городов, в то время, как вы даже дороги толком проложить не можете, то игру, скорее всего, вы уже слили. Догнать лидеров можно только в том случае, если вам вдруг начали переть ресурсы, а соперники наоборот начнут испытывать дефицит оных;
  • трудно понять, кто лидирует. Вроде с одной стороны очки можно посчитать по поселениям, городам и карточкам дороги и рыцарей. Но есть еще карточки развития, в которых тоже могут прятаться победные очки. И эти карточки всегда скрыты от чужих глаз. Поэтому сложно сказать, кто находится в шаге от победы, кто в двух шагах, а кто в трех. Обычно конец игры начинает наклевываться тогда, когда кто-то из игроков начинает часто пересчитывать свои поселения и города. Иногда так бывает, что вы играете себе спокойно, пытаетесь через 3 хода достроить города и выиграть, и вдруг кто-то из игроков выкладывает на стол 3-4 карты развития с победными очками и неожиданно завершает игру;
  • ближе к концу игры торговля между игроками затихает. Кто захочет меняться с другим игроком, если тот скорее всего скоро выиграет? Правильно, никто. Это в начале игры хочется самому побыстрее что-нибудь построить, поэтому и меняешь активно овец на зерно, а глину на камень. А ближе к концу игры начинаешь задумываться, стоит ли это делать, помогая кому-то другому;
  • в Колонизаторы нельзя сыграть вдвоем. Это не плохо, это просто факт. 3-4 игрока — пожалуйста. Два игрока — сыграйте в другую игру;
  • как бы по-разному не собиралось игровое поле, сильно большой реиграбельности оно не дает. Если в Колонизаторы играть часто, игра быстро надоест.

Как видите, есть за что похвалить Катан, но и есть за что поругать.

Дополнения

Безусловно, такая популярная игра, какой стал Катан, не могла не обойтись без всевозможных дополнений и альтернативных версий. На данный момент к базовой игре можно купить много разных дополнительных коробочек, многие из которых доступны на русском языке.

Расширение для 5-6 игроков — название говорит само за себя.

Купцы и варвары (+ отдельное расширение для 5-6 игроков) — в этом дополнении вы найдете 5 масштабных сценариев, в которых население острова Катан будет развивать сеть дорог и поселений, торговать с бедуинами пустынь и отбиваться от дерзких варваров. Новые гексы местности, дополнения к правилам и превосходные пластиковые компоненты.

Мореходы (+ отдельное расширение для 5-6 игроков) — в этом дополнении нужно строить корабли и добывать новое сырье — золото. Также в коробке есть 9 новых сценариев-приключений.

Города и рыцари (+ отдельное расширение для 5-6 игроков) — в этом допе варвары совершают набеги на города и поселения. Игрокам предстоит нанимать рыцарей, которые будут отбивать набеги варваров. Также в этой игре можно возводить новые культурные и торговые постройки.

Колонизаторы. Европа — самостоятельная игра, в которой вместо острова Катан игроки смогут заселять территорию Европы.

Колонизаторы. Америка — самостоятельная игра, в которой можно заселить Северную Америку.

Первопроходцы и Пираты — расширение, в котором есть 5 новых сценариев, насыщенных морскими путешествиями, торговлей и битвами с пиратами.

Князья Катана — шикарная дуэльная самостоятельная игра, на которую я уже сделал ранее .

Колонизаторы Junior — самостоятельная игра для юных игроков.

Все эти игры можно доступны на русском языке благодаря издательству Hobby World .

Колонизаторы vs Каркассон

Я не знаю, как так получилось, что эти две игры очень часто упоминаются в одной связке. Может быть потому, что ХВ обе игры развивало в одно время, и они стали главными играми издательства (не считая еще Манчкина ), которые помогли стать ему на ноги. Более чем уверен, что если вы зайдете в магазин настольных игр и спросите игру для новичка, то вам предложат или Каркассон , или Колонизаторы , или обе вместе. Тем не менее, игры-то все-таки разные. Я попробую сравнить эти настолки и рассказать о своем отношении к каждой из них.

Каркассон дешевле — это первое преимущество игры. Очень часто новички не хотят тратить много денег на покупку настольной игры, поэтому их нельзя пугать играми с высокой стоимостью. Каркассон стоит в два раза дешевле Колонизаторов .

В Каркассоне быстрее готовится игра к старту. Просто перемешай тайлы, найди стартовый тайлик и уже можно играть. В Колонизаторах нужно подготовить поле, провести процедуру расстановки стартовых позиций, и только после этого первый игрок может начать бросать кубики.

Каркассон играется быстрее. Буквально 20-30 минут и вы уже сыграли. А на Колонизаторы уходит 60-90 минут.

В Каркассон можно одинаково круто играть вдвоем, втроем и вчетвером. В Колонизаторы вдвоем сыграть нельзя.

Но зато Колонизаторы создают ощущение полноценной настольной игры. Здесь есть большое красивое игровое поле, кубики, карточки, фигурки, торговля, строительство, грабеж. Многие начинающие игроки боятся игр, состоящих из одних карточек, т.к. они не похожи на то, что обычно показывают на картинках с настольными играми. Новички любят масштаб в играх и возможность бросать кубики. Помню, как вел одну знакомую в клуб настольных игр первый раз, и она меня спрашивала: «А там будут игры, где можно бросать кубики? Мне это нравится больше всего!». Колонизаторы умело создают атмосферу большой настолки. Я пришел в мир настольных игр через совсем другие игры, но когда после Каркассона я увидел Колонизаторы , то сразу отметил, что это игра мне интереснее, так как в ней можно делать больше всяких прикольных штук.

Колонизаторы , имхо, больше похожи на еврогейм. В этой игре есть экономика, накопительство, строительство. Каркассон больше пазловая игра.

После первой партии в Каркассон я поставил игре 6 баллов и не горел особым желанием изучать игру дальше. Колонизаторы же мною были оценены на 7 баллов, и в них хотелось играть еще. Правда, со временем я поднял оценку Каркассону до 9, потому что игра мне вдруг раскрылась с другой стороны. Так получилось, что теперь я ценю быстрые мобильные игры, которые приносят море удовольствия и в которых есть над чем подумать. Но это не значит, что Катан со временем испортился. Для меня Катан — это хорошая игра, когда хочется чего-то попроще и за столом есть новички, которые в сложные еврогеймы не играли ни разу.

Обе игры отлично подходят для новичков, но если нужно что-то подешевле и побыстрее, то это Каркассон , а если нужна простенькая красивая евроигра, то это Колонизаторы .

Игра на все времена

Как и Каркассон , Колонизаторы не портят место в коллекции настоящего настольщика. Это хорошая классика, в которую иногда приятно сыграть бывалым настольщикам и в которую обязательно нужно играть с теми, кто хочет познакомиться с настольными играми. Со временем игра может надоесть, у вас появятся новые любимые настольные игры, которые будут более сложными и интересными, но классика жанра от этого хуже не станет. И к ней всегда приятно периодически возвращаться, чтобы в очередной раз быстрее всех заселить дивный остров Катан, который притягивает к себе всех настольщиков вот уже более 20 лет.

В поисках настольной игры для веселой компании можно потеряться среди разнообразия категорий, форм и направлений. Познакомьтесь с легендарной игрой « » и сделайте осознанный выбор!

Это культовая стратегическая настолка. Ее автор Клаус Тойбер – знаменитый немецкий разработчик. «Колонизаторы» являются самым популярным его творением. Игра переведена на более чем 30 языков и имеет порядка 15 млн проданных экземпляров.

Цель участников

Освоить остров Катан, построив поселения, города и дороги. Побеждает тот, кто первым наберет 10 очков.

Описание игры

Поле состоит из 6 морских рамок, в центре которых в произвольном порядке размещаются 19 шестиугольных полей – гексов, образующих сушу. Земля представлена 6 видами ландшафта: пустыня, холмы, горы, леса, пастбища и пашни.

Игроки строят дороги и поселения, каждое из которых приносит владельцу сырье с окрестных гексов. Ресурсы (древесина, шерсть, глина, зерно и руда) необходимы не только для строительства, а также для обмена и торговли. Как вы успели заметить, их можно получить с 5 видов суши. Пустыня бесплодна и ничего не дает, однако является прибежищем для разбойника. Он активизируется, когда на игровых кубиках выпадает число 7. Именно разбойник доставляет игрокам больше всего хлопот, но при этом приносит с собой и обогащение.

Также вам предстоит воспользоваться картами развития (рыцари, прорывы, победные очки), картами с ценами на строительство и особыми картами – переходящими наградами за самый длинный тракт и самое большое войско.

Подготовка к началу игры

Собрав площадку, убедитесь, что пустыня находится в центре. Далее возьмите номерные жетоны и, перевернув их буквами вверх, распределите на гексах по спирали от любого угла острова к центру в алфавитном порядке. Откройте фишки числами вверх.

Выберете цвет и получите игровые фигуры: города – 4 шт., поселения – 5 шт., дороги – 15 шт., а также карту цен строительства. Важно: если игроков трое, фишки красного цвета не участвуют.

Рядом с игровым полем положите кубики, особые карты, 5 колод карточек сырья рубашкой вниз и перемешанную колоду карточек развития рубашкой вверх. Теперь самое время разместить разбойника в пустыне.

Сначала вступает игрок, получивший наибольшее количество очков при бросании кубиков. На любом из перекрестков он основывает свое первое поселение и строит от него ответвление – дорогу – также в любом направлении. Остальные участники по часовой стрелке проделывают те же действия. У последнего подключающегося есть преимущество: вслед за первым поселением он тут же основывает второе, прокладывает дорогу и передает право хода против часовой стрелки. Таким образом, тот, кто на данном этапе игры начинал стройку, будет ее завершать.

Итак, у каждого игрока по 2 поселения и 2 примыкающих к ним дороги, а также по 2 очка: по одному за возведенный пункт. В качестве дохода за их постройку вы получаете по одной карточке сырья с каждого примыкающего гекса.

Исходя из этого очевидно, как важно занять выгодную позицию с самого начала игры.

Как происходит освоение острова

Первый игрок бросает кубики, начинается сырьевой сбор. Сумма выпавших очков указывает на те гексы, которые будут приносить сырье при условии, что на их границах стоят основанные участником поселения или города.

Города могут появиться только из уже существующих поселений. Для колонизаторов гораздо выгоднее владеть только крупными административными единицами. Почему? Они дают по 2 карточки сырья, тогда как поселения всего по 1. Погоня за количеством карт сырья обусловлена тем, что это главный ресурс для любых преобразований и построек. Также города дают по 2 очка к победе, а поселения только 1 очко.

Правила строительства дорог

Дорогу можно проложить только от своего поселения/города либо от свободного перекрестка, на который выходит созданная игроком дорога. На каждом участке пути может быть расположена строго одна фишка тракта. Важно, чтобы на траектории вашего строительства не было построек или участков дороги соперника.

Когда длина вашей дороги составит 5 фишек, вы получите особую карту «Самый длинный тракт». Она на 2 очка приблизит вас к победе. Но учтите, что эта карта может перейти к другому игроку, если его дорога станет длиннее вашей.

Правила расстояния и строительства поселений

При наличии ресурсов вы можете строить новые поселения на любом перекрёстке, к которому выходит созданная вами дорога. Важно помнить, что все перекрестки по соседству должны быть свободны от застройки соперника.

Вернемся к сырьевому вопросу. Теперь вы видите, как сырье необходимо для увеличения ваших владений на острове. Хорошо, если стартовая стратегия верна и у вас в достатке любого ресурса. А если нет? Тренируем искусство переговорщика, строителя и купца в одном лице и обращаемся к товарно-рыночным отношениям с соперниками. Чем больше красноречия и настойчивости, тем более выгодной может быть сделка. Важно: во время вашего хода конкуренты не могут совершать сделки без вашего участия. Именно сделки, т.к. подарки у колонизаторов запрещены. Таковы правила внутренней торговли.

Если же ваши амбиции и потребности побуждают стремиться за границы острова Катан, то добро пожаловать на международный рынок. Ваш город выходит к морю? Тогда вы сможете обменивать свое сырье по курсу 2:1 или 3:1. Если до берега ваши постройки еще не добрались, а сырье очень нужно, будьте готовы к курсу 4:1. Сурово, да. Но на эти условия вы идете сами. А вот последствия от появления разбойника непредсказуемы, опасны и вредоносны.

Разбойник вступает в игру на этапе сбора сырья, когда сумма очков на кубиках равна 7. Попадая из пустыни на любой другой гекс, он лишает сырья владельцев расположенных рядом поселений/городов.

Так будет продолжаться до тех пор, пока вновь не выпадет «семерка» и злодей не переместится на другую точку острова. Также вы теряете половину карт ресурсов, если их общее количество более 7. Округление происходит в меньшую сторону, то есть из 7 карт вы лишаетесь 3. Но как вы помните, мы говорили и про обогащение. Игрок, передвигающий разбойника, не глядя может взять себе любой материал у владельца примыкающего к гексу поселения.

Серия "Колонизаторы" – одна из самых известных, интересных и оригинальных семейных настольных игр в мире. Всемирную известность она получила ещё в далёком 1995 году, когда получила престижную премию Spiel des Jahres. С тех пор игра занимает своё место на домашних полках и в сердцах миллионов любителей настольных игр. Игра послужила прообразом известнейшей компьютерной игры Settlers и породила массу продолжений в настольном формате.

Живой классикой "Колонизаторы" стали за счёт оригинального, продуманного и дружелюбного игрового процесса, в котором игроки выступают в роли мирных поселенцев, осваивающих остров Катан. Игровой процесс уникален, но между тем достаточно прост и увлекателен, что делает из "Колонизаторов" замечательную семейную игру! В роли мирных поселенцев, заселяющих остров Катан, вам предстоит ощутить на себе настоящую жизнь колонизатора: добывать ресурсы, строить посёлки, города и дороги, защищаться от разбойников, торговаться с соседями.

С момента выпуска игра стала настоящим культом и классикой настольного мира – получила множество наград, была локализована более чем на десяти языках. Оригинальные "Колонизаторы" настолько популярны, что существуют и в цифровом виде на различных платформах. К ней выпущено несколько больших дополнений, развивающие и без того немалые возможности: "Купцы и Варвары", "Мореходы", "Города и Рыцари", а также расширения для 5-6 игроков и различные ответвления, существует даже версия для детей!

Колонизируйте остров Катан и приведите его к процветанию!

Игровой процесс

Игра начинается с того, что на поверхности игрового стола появляется остров Катан. Гексы суши собираются в большой шестиугольник случайным образом и нумеруются по определенной системе – это нужно для последующего получения ресурсов. В такой обстановке от 2 до 4 колонизаторов начинают борьбу за освоение острова.

Игроки начинают с двумя дорогами и двумя поселениями, а выбор их местоположения принадлежит игроку. Таким образом, вы начинаете с 2 победными очками (ПО), цель же игры проста – набрать 10. Помните, что Города (2 ПО) возникают там, где уже есть Поселения (1 ПО), а Поселения можно построить только на Дороге. На любое строительство тратятся ресурсы, которых всегда не хватает. Тут вас может выручить торговля – обмен ресурсами это жизненная необходимость, ведь вы будете получать только сырьё определённых видов, с тех земель, где находятся ваши поселения и города. А гекс, где стоит Разбойник – вообще не приносит ресурсов... Чуть подробнее:

  1. Ход игрока всегда начинается с броска двух кубиков и сложения их значений для определения номера гекса, который и принесёт ресурсы:
    • Все игроки, чьи Поселения соприкасаются с таким гексом, получат с него 1 карту соответствующего ресурса
    • За Города игроки получат по 2 карты ресурса
    • Если на кубиках выпадает 7-ка, то самые зажиточные игроки (более чем с 7 картами) сбрасывают половину ресурсов, а активный игрок может стать Разбойником
  2. Далее игрок получает возможность заняться торговлей по различным курсам:
    • С банком игры по курсу 4:1
    • В гаванях, если у вас есть там поселение – по курсу 3:1 и даже 2:1
    • С игроками по любому, устраивающих обоих игроков, курсу
  3. Приходит время тратить ресурсы. И вот на что:
    • Вы можете проложить Дорогу, чтобы добраться до выгодных земель и основать там Поселение
    • Вы можете построить Поселение на своей дороге
    • Вы можете развить своё Поселение в Город
    • Вы можете приобрести Карту Развития, которая может принести дополнительные победные очки или дать другое преимущество
  4. Ход передаётся следующему игроку

Кто победил?

Побеждает игрок, первым набравший десять победных очков. Так как начинаете вы с двух поселений, то по факту на начало партии у Вас есть два победных очка.

Особенности игры

"Колонизаторы" – одна из самых известных настольных игр в мире, с ней знаком каждый уважающий себя настольщик. Это семейная и достаточно мирная игра, которая в то же время обладает больших стратегическим потенциалом. Помимо этого, для игры вы можете приобрести дополнения, тогда игра заиграет совершенно новыми красками. Это очень глубокая, добрая и интересная настольная игра, которую мы лично рекомендуем всем и каждому.

Где-то посреди моря раскинулся прекрасный остров Катан. В лесах местный житель добывает дерево, с овец на полях стрижет шерсть, в холмах добывает глину... А тут ещё и конкуренты-колонизаторы норовят занять лучшие земли! Впрочем, на таком маленьком острове вдали от метрополии побеждает тот, кто умеет найти общий язык с соседями. В этом, пожалуй, заключается главная прелесть игры: игроку придется найти баланс между соревнованием и дипломатией, чтобы победить. Колонизаторы — это классика настольных игр, в неё играет весь мир, но чтобы понять, чем она так хороша, нужно открыть коробку и сыграть партию.

Процесс игры

В начале игры из набора шестиугольных плашек складывается игровое поле. На них раскладываются фишки с номерами. В свой ход каждый игрок добывает сырье, строит новые города и дороги и торгует, чтобы получить недостающие ресурсы. Успех в добыче сырья определяется броском кубиков — две выпавшие цифры определяют, какое из месторождений принесет доход. Если у игрока есть поселение рядом с ними, ему повезло.

Торговля может происходить между игроками (и тогда в дело вступают ваши навыки дипломатии) или между игроком и метрополией (это менее выгодно, зато не зависит от того, насколько вредные оппоненты вам достались). Ещё один способ добыть сырьё — при удачном броске кубика сыграть за разбойника и ограбить другого игрока. Сырье нужно для того, чтобы строить новые поселения, города, дороги, отбиваться, заниматься развитием — а в конечном счёте собрать десять очков победы и выиграть игру.

  • К игре прилагается два вида инструкций — короткие правила игры и более подробный альманах колонизатора. Он спасёт от ситуаций, когда разные игроки по-разному поняли написанное.
  • Карта острова складывается из шестиугольных картонных частей с изображением разных ресурсов на разных сторонах. Таким образом, игровое поле можно каждый раз складывать по-разному, чтобы делать игру легче, сложнее или более непредсказуемой.

Для кого игра

  • Для компании из 3-4 человек от 10 лет,
  • Для тех, кто любит не только проверять удачу, кидая кубик, но и заниматься дипломатией,
  • Но в первую очередь — для тех, кто любит подумать над стратегией развития.

Состав набора

  • Игровые фишки четырех цветов (города, поселения и дороги),
  • 2 шестигранных кубика,
  • 22 гексов суши и моря,
  • 95 карт сырья,
  • 25 карт развития,
  • 4 карты строительства,
  • 2 особые карты,
  • 18 номерных жетонов,
  • Фишка разбойника,
  • Правила игры и Альманах колонизатора.